Общество > Политика

1246

На пороге референдума

 +

В феврале уже наступившего года белорусов ожидает важное общественно-политическое событие – референдум по новой Конституции Беларуси. Проект обновленной Конституции был вынесен на всенародное обсуждение в последних числах декабря. Нам всем предстоит сделать выбор, в каком направлении стране развиваться дальше.

 

Предстоящее событие весьма ответственное и важное для нашего суверенного государства. Конституция – не просто Основной Закон Республики Беларусь. Именно она имеет высшую юридическую силу и закрепляет принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция не просто определяет основы государственного строя, но и выступает гарантом наиболее важных и значимых прав и свобод человека, а также устанавливает основные принципы организации общества и государственного устройства.

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года. Вступив в силу, она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, определила его перспективы.

Модернизация белорусского общества, новые потребности людей, необходимость обновления политической системы – это объективные предпосылки того, почему назрела необходимость изменения Конституции Республики Беларусь.

Началом большой работы по анализу эффективности действу-ющей Конституции можно считать заявление, которое сделал Глава государства 7 октября 2016 года, выступая перед новым составом Национального собрания Республики Беларусь. Тогда Александр Лукашенко отметил, что не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии с требованиями времени. Главой государства были даны соответствующие поручения судьям Конституционного Суда совместно с учеными, юристами и парламентариями проанализировать Основной Закон и внести предложения по его изменениям.

С учетом быстрой эволюции общественных отношений тема изменения Конституции стала актуальной для многих государств. На постсоветском пространстве это было использовано в качестве эффективного инструмента в странах, которые, сохраняя сильную государственную власть, обеспечивают высокую динамику экономического развития. Так, например, в Азербайджане за последние 20 лет было проведено три конституционных референдума: в 2002-м, 2009-м и 2016 годах. В Казахстане изменения в Конституцию вносились в 2007-м, 2011-м, 2017-м и 2019 годах, в Узбекистане – в 2009-м, 2016-м и 2017 годах. Серьезные поправки в Конституцию Российской Федерации были внесены в июле 2020 года.

Рабочая группа по доработке проекта Конституции неоднократно встречалась с Главой государства. Именно Президентом было акцентировано внимание на необходимости перераспределения полномочий от Главы государства к другим органам власти, а также упрощения процедуры импичмента.

При работе над конституционными положениями, касающимися прав и свобод граждан, рабочая группа по доработке проекта Конституции исходила из необходимости расставить акценты, обозначить ключевые задачи государства, стимулировать участие граждан в решении общих вопросов. То есть показать формы и модели взаимодействия граждан, общества, государства.

Это касается и деятельности общественных институтов (политических партий и общественных организаций), и государственных гарантий особо уязвимым слоям населения, и работы по новым направлениям (защита персональных данных, внедрение инноваций и др.). Стоит отметить, что с учетом современных вызовов вопросу сохранения конфиденциальности персональных данных в Конституции уделено особое внимание.

Приоритетом социальной политики Беларуси продолжает оставаться защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Особое внимание в проекте Конституции уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми и молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах.

Вместе с тем предлагается ввести и социальную ответственность граждан перед обществом и государством, то есть произойдет не только расширение прав, но и закрепление обязанностей.

Повышение личной ответственности – первый шаг в направлении формирования модели взаимодействия государства и гражданина по принципу «государство – партнер», закрепленному в резолюции VI ВНС и предполагающему укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом с сохранением всех социальных гарантий со стороны государства и одновременными обязательствами граждан участвовать в развитии государства и общества.

Не менее важным конституционным посылом является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей. Как отмечал Глава государства: «Нет благороднее миссии, чем сохранение исторической памяти во имя светлого будущего».

Актуальным и для многих ожидаемым является введение нового института защиты гарантированных прав граждан – подачи напрямую в Конституционный Суд конституционной жалобы.

Помимо социального блока вопросов предлагаемые изменения в Конституцию затрагивают вопросы государственного устройства нашей страны.

Так, рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия ВНС, которое станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе. Придание конституционного статуса ВНС является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.

ВНС является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого вече, Всебелорусского съезда 1917 года, Народного собрания Западной Беларуси 1939 года.

Непреходящая ценность Собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.

Предлагаемые изменения также направлены на обеспечение баланса полномочий органов государственной власти. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается таким образом, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства.

В связи с тем, что высшим должностным лицом продолжает являться Президент, предполагается, что в Конституции будут несколько ужесточены требования к кандидатам на данную должность. Также планируется введение ограничений по срокам для Главы государства – не более двух. Изменения может претерпеть процедура импичмента: с учетом полномочий ВНС она будет скорректирована, в некоторой степени даже несколько упрощена.

Кроме того, в новом Основном Законе будет отражено повышение роли Парламента и наделение его дополнительными контрольными функциями.

Стоит вопрос и об усилении позиций Правительства. Это нашло отражение, в частности, в том, что Премьер-министр будет самостоятельно вносить состав Правительства на утверждение Президента и, как следствие, нести ответственность за его работу.

Сохранение и укрепление здоровья граждан

Забота о здоровье и долголетии людей, повышение доступности медицинской помощи для населения, формирование в обществе здорового образа жизни продолжа4т быть главными приоритетами национальной политики в области охраны здоровья, направленной на улучшение качества жизни населения республики. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.

Справочно: Показатель обеспеченности больничными койками составляет около 100,3 на 10 тысяч населения, что значительно выше, чем в Польше (65,2), Латвии (56,7), Литве (72,6).

Обеспеченность населения практикующими врачами составляет 41,5 на 10 тысяч населения; средним медицинским персоналом – 121,7 на 10 тысяч населения.

Государственная политика в социально-трудовой сфере

Гражданам страны и дальше будет гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на безопасные условия труда.

Как и прежде, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство продолжит проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Справочно: Ежегодно расходы на пенсии составляют около 9% ВВП. На их выплату в 2021 году направлено 14,6 млрд рублей.

За 2016–2020 годы пенсии по возрасту увеличились почти в 1,7 раза, при этом в реальном выражении – в 1,2 раза. Рост пенсий в 2021 году также превысил величину инфляции.

Поддержка семьи

В Республике Беларусь защита и укрепление института семьи сохранится приоритетной задачей семейной политики как составной части социальной политики. Брак, семья, материнство, отцовство и детство продолжат находиться под защитой государства.

Сегодня многое делается нашей страной в данном направлении. Так, республика обеспечивает выплату пособий при рождении детей (причем независимо от доходов и занятости родителей), предоставление бесплатных медицинских услуг (медицинское сопровождение беременности и родов, прием врачей, стационарное лечение и др.) и образования (родители оплачивают лишь питание детей в детских садах и школах), оказание адресной социальной помощи и социального обслуживания в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации, предоставление родителям гарантий в сфере труда, налогообложения, пенсионного обеспечения, развитие инфраструктуры быта и семейного отдыха и др.

Системой государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей охвачен почти каждый четвертый ребенок в стране (пособиями на детей в возрасте до 3 лет охвачено более 98% детей данного возраста).

Ежегодно расходы на систему пособий находятся в пределах 1,6–1,8% ВВП. На их выплату в 2021 году направлено более 2,5 млрд рублей.

Существенному росту числа многодетных семей в значительной степени способствовало введение с 2013 года дополнительных мер поддержки при улучшении жилищных условий многодетных семей и программы семейного капитала, реализуемой с 2015 года.

Доступное и качественное образование

Граждане Беларуси сохранят право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего и послевузовского образования.

Сегодня для успешной реализации этих прав в стране функционирует более 7,3 тысячи учреждений образования, в которых трудятся 448,4 тысячи работников системы образования.

Текущие социальные гарантии, предоставляемые белорусской системой образования, предусматривают большое количество льгот для отдельных категорий граждан на всех уровнях образования.

В стране сохранены меры социальной защиты обучающихся в части предоставления дифференцированных льгот для отдельных категорий граждан при плате за питание (снижение на 30 или 50%, полное освобождение их от оплаты) и пользование учебниками и (или) учебными пособиями (снижение на 50% или освобождение от оплаты). Также учащиеся, которые получают общее среднее и специальное образование, имеют право на бесплатный проезд на общественном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня.

Для учащихся, которые получают профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, государством предусмотрено множество возможностей: получение кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования; получение скидки размере от 40% до 60% со сформированной стоимости обучения и возможность перевода на обучение за счет средств бюджета за успехи в учебе; получение стипендии (в том числе социальной для тех, кто не получает учебную стипендию и относится к социально защищенным категориям граждан); материальная помощь (для находящихся в тяжелом материальном положении); проживание в общежитии (в том числе бесплатно для социально защищенных категорий граждан); возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом для проживания в общежитии и другие льготы.

Белорусская система образования эффективна не только в выполнении социально ответственных функций, но и в целом конкурентно выглядит на международном уровне. Об этом свидетельствует Индекс образования в рейтинге Индекса человеческого развития, в котором наша страна занимает 32-е место и имеет лучший результат среди всех стран СНГ. Кроме того, по показателю «Доступа к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 год Беларусь находится на 17-м месте среди 163 стран мира.

Уровень грамотности взрослого населения Беларуси – один из самых высоких в мире и достигает 99,9%. Охват базовым, общим средним и профессиональным образованием за 2019 год составил 94%.

В последние годы на образовательную систему государством выделяется около 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в европейских странах.

Молодёжная политика

Всемерная поддержка молодежи Главой белорусского государства определила создание разветвленной нормативной правовой базы, закрепляющей гарантии и условия для становления, развития и всесторонней реализации молодых людей. Стоит отметить, что данная правовая основа является одной из наиболее полных среди аналогичного законодательства стран СНГ.

В рамках нее действуют: гарантии в получении образования, сфере семейных и трудовых отношений; поддержка талантливой и одаренной молодежи; молодежные парламенты и самоуправление.

Существующая система стипендиального обеспечения позволяет выплачивать стипендии почти 90% студентов и учащихся дневной формы обучения.

Государством проводится целенаправленная работа по увеличению жилого фонда учреждений образования и максимальному обеспечению местами в общежитии нуждающихся учащихся и студентов на период обучения. В 2020/2021 учебном году местами в общежитии обеспечено более 96% от общего числа нуждающихся.

Конституция будет соответствовать требованиям сегодняшнего времени, обеспечивать дальнейшее развитие нашей страны, мир и согласие на белорусской земле и, соответственно, благополучие наших граждан.

Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы белорусской модели общественного развития:

– сильное государство,

– социально ориентированная рыночная экономика,

– традиционные христианские ценности.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity