Мнение речичан. Через призму правды, которой можно лишь гордиться
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
...Знакомый учитель истории посетовал: преподавание предмета значительно усложнилось; школьники в интернете находят то, что ранее прочесть в письменных источниках было невозможно. Сослался на пример. Рассказывает о мужестве трижды Героев Советского Союза И. Н. Кожедубе и А. И. Покрышкине, а кто-то из ребят тянет руку и «подсказывает»: а у немцев были летчики, которые советских самолетов сбили намного больше, нежели Иван Никитович и Александр Иванович уничтожили немецких...

Да, в интернете многое из того, чего в учебнике истории нет. И чего им, школьникам, знать бы и не следовало. По очень простой причине: сделать точный анализ при объективной оценке способен далеко не каждый, кому только 17 или 18.
Бесспорно, в советско-историческом прошлом многое было подчинено идеологии. Так же и у немцев. Поэтому, идя на урок, учитель должен досконально разбираться не только в написанном в учебнике для школьников, но и самому находить (дополнительно к имеющемуся) для ученика интересное и безоговорочное. Это – свидетельство о нас не столько друзей, как бывших врагов. Особенно по периоду Великой Отечественной войны, у которого тысячи ярких примеров высочайшего героизма советского народа.
Да, сегодня можно лишь усмехнуться, обращаясь к Директиве Военного Совета Западного фронта (3 июля 1941 г.) партийным и советским органам о создании на территории Беларуси и Смоленщины специальных отрядов по истреблению танков.
Военный совет предлагал «...широко развернуть по колхозам, селам и городам отряды истребителей танков», утверждая: «Танк противника можно уничтожить легко, если действовать смело и решительно. Легче всего танк сжечь. Для этого надо иметь бутылку с бензином, заткнутую паклей. При приближении вражеского танка зажечь паклю и бросить бутылку на танк. Бутылка разобьется, горящий бензин потечет в щели, и танк сгорит наверняка». Приводился пример: «Таким образом наши бойцы сожгли сотни танков врага. Капитан Коврижка Н-ского стрелкового полка 30 июня один сжег 10 танков противника».
Конечно же, в реальности никакого капитана Коврижки не было, а если и был, то его следовало наградить орденом даже за один сожженный танк. Поэтому и получилось: серьезная проблема, озвученная наскоком, повсеместно воспринималась с горькой иронией.
Сложно согласиться, что общему патриотизму серьезно способствовала цензура писем, исходящих из частей Красной Армии. Так, 11 августа 1941 года красноармейцы, которые сражались с врагом в районе Гомеля, хотели отправить родным 5105 писем. Цензура квалифицировала их и положительными, и отрицательными. К Федору Титовичу Рузанкину (Куйбышевская обл., Нов. Малыклинский район и с/совет) от брата Н. Т. Рузанкина ушел «треугольник» со строками: «...Непобедимая Красная Армия под руководством тов. Сталина крепка и сильна. Враг будет разбит. Вся страна заботится о Красной Армии. Мы совместно с белорусами боремся за нашу великую родину. Мы защищаем свою родную землю и, если надо, отдадим свою жизнь и кровь, и последнее дыхание. Будем бить врага всюду и везде».
Письмо явно отрицательного характера могла взять в руки П. П. Чапланова (Пензенская обл., Николаевский район, п/о Канадей, лесхоз): «...8 суток я был в боях, но пока жив, но смерти ждем. Нам пришлось отступать, и все убитые остались на поле не зарытыми. Очень много убитых и раненых. Нас было в роте 170 человек. Остались только 15, он очень много наших убивает из минометов».
Да, в письме Чаплановой много пессимизма, возможно, что и излишнего. Но и письмо Рузанкину – обыкновенная агитка: настоящего патриотизма оно не прибавляло.
А что же автор данного материала может посоветовать учителю истории обязательно да использовать на уроке, к чему ученики отнеслись бы с доверием? Да хотя бы мнение Мартина Кайдина (американский историк и писатель, летчик-испытатель, автор многочисленных работ и исследований о Второй мировой войне и авиации). Занимаясь вопросами сражения под Рассеняем 24–25 июня 1941 года, он обнаружил (немецкие источники) следующее: «...Один из танков КВ-1 сумел прорваться к единственной дороге, по которой снабжалась немецкая ударная группа войск на северном плацдарме, и блокировать ее на протяжении нескольких дней. Первые ничего не подозревавшие грузовики, доставляющие снаряжение, были немедленно расстреляны и сожжены русским танком. Практически не было возможности уничтожить это чудовище. Из-за болотистой местности обойти его было нельзя. Подвоз продовольствия и боеприпасов прекратился. Тяжелораненых солдат невозможно было эвакуировать в госпиталь для операции, и они погибли. Попытка вывести танк из строя с помощью батареи 50-мм противотанковых пушек, стрелявших с расстояния 450 метров, закончилась тяжелыми потерями для расчетов и орудий.
Советский танк остался невредимым, несмотря на, как это было установлено позже, 14 прямых попаданий. Снаряды оставили лишь синеватые вмятины на его броне. Когда подтянули закамуфлированное 88-мм зенитное орудие, советские танкисты хладнокровно позволили установить его в 600 метрах от танка, а затем уничтожили вместе с расчетом, прежде чем оно успело выпустить первый снаряд. Неудачей обернулась и попытка саперов подорвать танки ночью.
Правда, саперам удалось подкрасться к танку вскоре после полуночи и подложить взрывчатку под гусеницы танка. Взрывной волной от них оторвало несколько кусков металла, но танк продолжал наносить ущерб тыловым подразделениям и блокировать доставку снаряжения.
Вначале русские танкисты получали продовольствие по ночам от разрозненных групп советских солдат и гражданского населения, но затем немцы перекрыли этот источник снабжения, оцепив весь прилегающий район.
Однако даже эта изоляция не вынудила советских танкистов покинуть занятую ими выгодную позицию. В конце концов, немцы сумели справиться с этим танком, прибегнув к следующему маневру. Танки атаковали КВ с трех сторон и открыли по нему огонь, чтобы приковать к себе внимание экипажа. Под прикрытием этого отвлекающего маневра удалось установить и замаскировать еще одно 88-мм зенитное орудие позади советского танка, так, чтобы на этот раз оно сумело открыть огонь. Из 12 прямых попаданий три снаряда пробили броню и уничтожили танк. И это был всего один русский тяжелый танк».
Как видим, в свидетельстве американского историка сконцентрированы не только беспримерные мужество и героизм советских танкистов, но и поразительные боевые качества танка КВ-1 (Климент Ворошилов).
Им же, Мартином Кайдином, документально зафиксированы и высочайшие боевые качества советского самолета ИЛ-2: «...В люфтваффе широкую известность получил следующий случай – он действительно имел место – с одним таким штурмовиком, который подвергся атаке сразу четырех немецких истребителей. Для перехватывавших ИЛ-2 четырех истребителей, вооруженных пушками и пулеметами, одинокий советский штурмовик был, что называется, «лакомым куском». Первый истребитель зашел в хвост «летающему танку» и выпустил по нему весь свой боезапас: никакого видимого эффекта. Один за другим остальные три истребителя проделали то же самое, но штурмовик продолжал лететь.
Не верящий своим глазам, немецкий летчик связался с другим пилотом звена и спросил, почему этот русский самолет не падает. И тут же услышал ставший классическим ответ: «Господин полковник, ежа в задницу не укусишь».
Через два дня после начала немецкого наступления штурмовики ИЛ- 2 добьются блестящего успеха при атаке 9-й танковой дивизии, когда несколько эскадрилий ИЛ-2 массированным ударом за 20 минут уничтожат 70 немецких танков».
Бэзил Лиддел Гарт (английский военный теоретик и историк, автор работ по истории Первой и Второй мировых войны в книге «Немецкие генералы рассказывают» (Нью-Йорк, 1948 г.) приводит откровение немецкого фельдмаршала Клейста: «...Советская боевая техника и оружие были отличного качества еще в 1941 году, особенно танки. Артиллерия была превосходной, так же, как и большинство видов стрелкового оружия – винтовки были более современными, чем наши, и имели более высокую скорострельность. Русский танк Т-34 был самым лучшим танком в мире».
В беседах с генералом Мантейфельдом Бэзил Гарт услышал: русские сохраняли свое превосходство в конструкции танков до конца войны; советский тяжелый танк «Иосиф Сталин (ИС-2)», появившийся на фронте в 1944 году, он считает самым лучшим из всех танков, участвовавших в боях как на Восточном, так и на Западном фронтах.
Свидетельств, аналогичных приведенным выше, множество. Найти их и умело преподнести на уроке истории – задача учителя творческого. Каждый урок может иметь несколько целей. Основная – воспитание у молодежи патриотизма и гордости за Родину.
Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by