Речица православная. Как встречать светлый праздник Пасхи
Источник: Dneprovec.by Фото: предоставлено Эдуардом Бондарем и из интернета, носит иллюстративный характер
Уже совсем скоро наступит самый важный и всегда долгожданный христианский праздник – Светлое Христово Воскресение. Накануне на вопросы наших читателей на тему Пасхи отвечает иерей Эдуард (Бондарь), клирик Свято-Успенского собора г. Речицы.
– Все знают, что на Пасху нужно печь куличи и красить яйца. Что знаменует праздничная снедь?
– Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Когда апостолы после распятия Иисуса Христа скрывались от иудеев в доме за закрытыми дверями, то Он по Воскресении Своём прошёл через закрытые двери и стал посреди учеников. Для того чтобы они поверили, что Он не приведение, Господь стал есть хлеб, и это была первая Его пища по Воскресении. Поэтому кулич и является символом Воскресения Христова.
Яйцо служит символом гроба и вместе с тем – символом жизни. Окрашенное красной краской, оно знаменует Воскресение Христово и наше Искупление «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца», возрождение верующих во Христе. Помимо того, что красный цвет указывает на кровь Христову, пролитую на Кресте, он также знаменует царское достоинство Спасителя, ведь на востоке в древности красный цвет считался царственным. Кроме того, он символизирует пасхальную радость и торжество.
Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос Воскресе!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.
Предполагается, что помимо названных причин первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, которые мазали кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов, делая это по слову Божьему, во избежание поражения смерти первенцев от Ангела-губителя.
На Руси в древние времена пасхальному красному яйцу придавалось особое таинственное значение. Так, в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя пленка (плева) – облакам, белок – водам, желток – земле, «сырость посреде яйца» (то есть его жидкое состояние) – греху, а загустение яйца сопоставлялось с истреблением греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым.
– Раньше считалось, что пасхальные яйца стоит красить в красный цвет. Но сейчас их окрашивают во все цвета радуги. Правильно ли это?
– Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о Царстве Небесном, или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).
В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается, не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых. Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным, ведь Пасха – великий Праздник. Кроме того, цвет не должен быть вызыва-ющим, вычурным.
Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. В старину даже существовала особая терминология для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами: крашенки – полностью окрашенные яйца; писанки – яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами. Яйца, снабженные узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались крапанками. При этом самым распространенным вариантом окрашивания яиц, пожалуй, был и остается способ с использованием луковой шелухи.
– Можно ли выбрасывать скорлупу от освященных яиц и стоит ли клеить на них изображения Христа, Богородицы и святых?
– В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются разнообразные виды наклеек, термопленка, зачастую снабженные изображениями Иисуса Христа, Богородицы, Ангелов, святых, храмов. Такая практика нередко подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора. Необходимо учитывать: икона – не картинка, это – христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне. Некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают ее, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, однако если яичная скорлупа не просто окрашена, а имеет нанесенные изображения Бога или Его святых, встает вопрос: насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых; не далеко ли здесь до кощунства и святотатства. Поэтому прежде чем нанести изображение на яйцо, надо подумать.
– Всё ли можно освящать? Иногда люди чего только не несут…
– Освящать на Пасху можно все продукты, которые используются для праздничной трапезы, – куличи, яйца, пасхи. Освящение их, как и другой снеди, делается в субботу после Божественной литургии.
Освящение продуктов предполагает единение людей. Мы все-таки не просто хотим, чтобы качество нашего пищеварения выскочило на космический уровень, а стремимся, чтобы через совместное вкушение пищи люди стали ближе, дружнее и любовнее друг к другу.
В Греции на Пасху повсеместно можно попробовать приготовленного барашка, это является своего рода продолжением ветхозаветной традиции.
Для пасхальной трапезы есть молитва на освящение мяса. При этом по церковной традиции в храм не следует нести мясо и мясную продукцию. Их можно освящать только во дворе храма.
– В Чистый четверг нужно убирать в доме, а в пятницу печь куличи – для многих это аксиома. Как же правильно провести хотя бы Страстную седмицу, чтобы за «формой» не упустить самого главного?
– Страстной седмицей или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.
Христиане в Страстную седмицу усиливают молитву и усугубляют обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, стараются быть добрыми и снисходительными к немощам близких своих и больше творят дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение в дни нашего оправдания кровью Непорочного Агнца, а в древности в эти дни прекращали все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре.
В богослужении четверга вспоминается также предательство Иуды. При архиерейском богослужении правящий архиерей умывает ноги своим священникам, как Иисус Христос умывал ноги апостолам.
Все богослужение Великого Пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.
Служба Великой субботы уже принадлежит Пасхальному Воскресению, и после литургии начинают освящать праздничную трапезу.