Чтобы речичане были в курсе. Нововведения в обращениях граждан: заработает единая республиканская система
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан изменится в Беларуси со 2 января 2023 года. Именно с этого дня вступит в силу обновленный Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Журналист «Дняпроўца» вместе с начальником отдела по обращениям граждан райисполкома Людмилой Байдак разбирались в поправках.

Все через личный кабинет
В первую очередь изменения коснутся порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации. Заявители будут вносить такие обращения через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета.
С начала 2023 года электронным обращением будет считаться только поданное через систему учета и обработки. Для нее создается отдельный сайт
обращения.бел, где нужно пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых данных.
Предусматривается бесплатный доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей, через личный кабинет можно обратиться в любой государственный орган или организацию.
Ответ дадут туда же, а по требованию пришлют письменный.
Подобная мера полностью исключит возможность направить обращение под вымышленными именами или от других лиц.
Внимание! С нового года действующие в настоящее время специальные рубрики на официальных сайтах организаций применяться не будут, полученные на адрес электронной почты обращения рассматривать тоже перестанут.
Решение за уполномоченным
Обновленный Закон дополнен статьей 25-1, которой определен порядок работы с обращениями, носящими массовый характер. Такими будут считаться как электронные, так и письменные аналогичного характера в количестве более десяти. Ответы на них могут размещаться на официальном сайте организации без направления ответов (уведомлений) заявителям. Решать это будет руководитель организации либо лицо, уполномоченное подписывать ответы.
О жалобной книге
Изменения коснулись и использования книги замечаний и предложений. С 2023 года вести ее будут не все. Книга будет обязательна только в организациях и у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Конкретный перечень сфер определит Совет Министров.
Прекратить переписку
Расширен перечень оснований, по которым обращения (как письменные, так и устные) могут быть оставлены без рассмотрения по существу: когда содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
Самый распространенный пример – это когда гражданин направляет многочисленные обращения, несмотря на то что их неоднократно и в полном объеме рассмотрели, даны исчерпывающие ответы.
Требование обязательного уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу остается в силе. Некоторые изменения и дополнения внесены и в части оснований для отказа в личном приёме, записи на личный приём.
Не станут записывать или принимать заявителей, которые:
* применяют технические средства (фото-, видеосъемку, аудиозапись) без согласия должностного лица, проводящего приём, и отказывающихся остановить их применение;
* не предъявляют документ, удостоверяющий личность заявителя, его представителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
Кроме того, отказ будет правомерным, когда заявителю уже дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы, и не только в ходе личного приёма, как это определено в действующей редакции Закона об обращениях.
Право на выписку из материалов
Еще одно нововведение. У заявителей появится право на выписку из материалов, непосредственно относящихся к рассмотрению обращений, а также их фотографирование. Исключение – материалы, содержащие информацию, распространение и предоставление которой ограничено.
Есть в новом Законе и изменения, связанные с развитием законодательства о персональных данных. Если ответ по существу вопроса, изложенного
в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности это сделать. Внесены также дополнения, позволяющие не направлять ответ заявителю. Это будет возможно в случае соответствующей просьбы заявителя.