Деревни под землей. В реабилитированных после Чернобыля населённых пунктах закапывают старые дома, чтобы дать место новой жизни
Источник: Правда Гомель Фото: Антона Савенка
После чернобыльской катастрофы сердце некоторых деревень на Гомельщине перестало биться навсегда. Но есть территории, которые удалось реабилитировать. Туда вернулись люди, а рядом одиноко стояли пустующие строения, которые напоминали о трагедии. Сегодня эти здания сносятся, чтобы на их месте выросли всходы либо новые дома. Занимаются этим сотрудники специализированного предприятия «Полесье». Они рассказали журналисту «Гомельскай праўды» об особенностях работы на пострадавших территориях, необычных находках и спасении истощенной собаки.

Бездомные не всегда рады
Вместе с начальником участка производства работ КСУП «Полесье» Александром Шаталовым приехали в деревню Партизанская Хойникского района. Выйдя из автобуса, сразу окунулись в рабочий процесс: старый деревянный дом легко поддавался ударам экскаватора и рушился на наших глазах. Рядом встретили местных жителей: мужчины активно обсуждали снос строения. Оказалось, один из них – последний житель этого дома, прожил в нем 12 лет. Теперь пришел посмотреть и, видимо, навсегда попрощаться со своим прошлым.

– Дряхлые дома, конечно, зачем оставлять? – отметил местный житель Петр Васильевич и с грустью добавил: – Короче, скоро деревень не станет…
Практически в каждом населенном пункте работники предприятия встречают бездомных, которые облюбовали заброшенные здания и сделали их своим пристанищем. Но дома официально ничьи, поэтому подлежат сносу. Не все «новые хозяева» к этому спокойно относятся, бывают и неадекватные реакции.
– Говорят: «Это мое, и я вам не отдам». Однажды в Наровлянском районе очень агрессивный нетрезвый мужчина стал под экскаватор и мешал нам работать, ругался. Пришлось вызывать милицию, позже его оштрафовали, – вспоминает Александр Шаталов.
Но в целом местные не жалуются на шум или неудобства. Наоборот, благодарят за труд. Да и поговорить с новыми людьми им всегда приятно. Работники КСУП «Полесье» привозят им продукты из райцентра, позже могут и в гости заехать. Например, теплые отношения установились с жителями Бартоломеевки Ветковского района.
– После чернобыльской катастрофы вся эта деревня была выселена, но жители трех домов никуда не поехали. Их прозвали коммуной. Имели коров, свиней, лошадей. Мы уже давно там не были, – говорит Александр Шаталов.
Вырастет сосновый лес
Раньше предприятие проводило дезактивацию, то есть обезвреживало от радионуклидов школы, детские сады, стадионы и другие объекты на зараженных территориях. Также снимали определенный слой земли, отвозили на пункты захоронения отходов дезактивации и вместо нее засыпали другую, «чистую», затем рекультивировали ее. Последний раз такое делали давно, более 13 лет назад.
Теперь в основном трудятся на реабилитированных территориях, где радиационный фон не превышает норму. Такой работы хватит еще минимум до 2025 года согласно государственной программе. Сегодня КСУП «Полесье» занимается двумя деревнями Хойникского района – Партизанской и Великим Бором. В последней трудятся уже больше двух месяцев, и дел хватит еще на полгода. Почему так долго? Сам снос занимает немного времени: один дом могут убрать за день. Но это далеко не вся работа.
На освободившееся место кладут грунт и выравнивают территорию. Землю рекультивируют. Если надо, ликвидируют колодцы, засыпают их песком и хлоркой. За соблюдением технологии следит санитарная служба.

Выкорчевывают растительность при необходимости, рушат фундаменты зданий, которых уже нет. Например, в Великом Бору убрали фундамент, на котором стоял сарай для свиней. Говорят, его строили еще в 1950-х при Сталине. Также здесь готовятся к сносу высокой котельной, будут арендовать для этого специальную технику.
Образовавшиеся отходы с разрешения экологов захоранивают. Сначала специалисты бурят почву, чтобы посмотреть, на каком уровне вода, и только потом дают добро. Предприятие выкапывает яму глубиной 8–10 метров и отправляет туда снесенные здания и фундаменты, в основном это древесина и красный кирпич. После завершения всех процессов объект сдают комиссии. На этом задачи КСУП «Полесье» заканчиваются.

Освободившиеся территории идут под различные нужды: на них проводят сельхозработы либо высаживают молодой лес. Бывает, что на этих участках люди строят новое жилье.
Нашли клад и мешок с деньгами
В деревне Партизанской нам разрешили поучаствовать в сносе дома под присмотром машиниста экскаватора Анатолия Хмелева. Ощущения необычные: никогда не имела дел с такой техникой. Ковшом захватывали несколько бревен, щепки и перекладывали их в кузов МАЗа. Делать это нужно было аккуратно, чтобы не задеть близлежащие дома и линии электропередачи. Управлять экскаватором оказалось непросто без нужных навыков. Зато машинист помогал нам очень ловко, показав отличную сноровку.
Начальник участка производства работ Александр Шаталов трудится на предприятии 23-й год. За это время было немало интересных находок. Однажды обнаружили монету в честь столетия битвы при Ватерлоо. В Ветке в строении под снос бездомные нашли клад с монетами, серебром и золотом. В деревне Вербовичи Наровлянского района на чердаке лежал мешок со старыми деньгами – керенками. Экскаватор начал рушить дом – и банкноты посыпались, было очень эффектно. Некоторые купюры забрал для музея местный историк. Также люди оставляли кровати, чугунные сковороды, много подков.
А еще недавно работники нашли себе нового друга. В Ветковском районе встретили собаку, которая была на грани смерти: без шерсти, совсем истощенная. Пса возили к врачам и со временем вылечили.
– Теперь он всегда с нами. Назвали Валерой в честь коллеги, который больше всех его спасал, – рассказал Александр Шаталов.
Валера выглядит отлично, радует всех своей густой черно-белой шерстью. Он быстро с нами подружился и после индивидуальной фотосессии далеко не отходил.

КСУП «Полесье» занимается еще одним важным объектом: проводит демаркацию государственной границы в Наровлянском районе. На полосе шириной пять метров убирают корчи, выпиливают лес, проводят дискование почвы и ставят знаки, которые указывают: здесь начинается территория Беларуси. Уже сделано более 60 километров, вскоре работы закончатся. Позже планируется их продолжить в Хойникском и Брагинском районах.
На пограничной полосе трудиться сложнее. Там болотистая местность, и бывает, что именно на ней нужно ставить знак. Тогда специалисты надевают сапоги с высоким голенищем, закручивают сваю и на нее устанавливают знак.

График на предприятии подойдет не каждому: на объект приезжают в понедельник утром, а уезжают в пятницу вечером, живут в местной гостинице. В основном в штате опытные люди, стаж некоторых достигает 25 лет. Раз в год все обязательно проходят медкомиссию, измеряют уровень радиации в организме.
– Больше всего в нашей работе нравится то, что место после нас становится чистым и красивым. Очень приятно ехать по деревне, когда в ней нет покосившихся заброшенных домов. Когда на их месте люди строят новое жилье, понимаешь: жизнь продолжается, – подытожил Александр Шаталов.







