Общество

2568

«Я не из тех, кто говорит: «твое мнение не спрашивают» - Царевна-Лебедь Мария Щёткина

 +

Художница Мария Щёткина не раз появлялась на страницах нашей газеты. Девушка начала рисовать в четыре года, ей не привыкать быть героиней собственных вернисажей. Последние несколько лет Мария работает педагогом по рисованию в Школе искусств. В интервью «Дняпроўцу» она рассказала о поисках себя, творческих находках, а также принципах преподавания.

 

Мы встречаемся в кофейне. Учитывая, что мой первый материал про Марию вышел в 2016 году, обхожусь без вопросов о биографии. Зато узнаю множество новостей. Художница успела пожить в Сербии и Бресте. Рисовала на улицах, расписывала посуду на фабрике и даже попробовала себя в журналистике.

– В какой-то момент я решила переехать в Брест – очень нравится этот город. Стала рассматривать новые профессии, которые можно было бы освоить. Поработала в одной из газет – раньше писала фантастические рассказы, стихи, рисовала комиксы и создавала сюжеты для них. Однако надолго не задержалась. Ушла, так как поняла, что для журналиста уметь писать – недостаточно, нужно выдерживать большое количество общения, а я люблю уединение, – признается Мария.

Трудилась она и на производстве – расписывала деревянную посуду. Но зарплата оказалась ниже ожидаемой, а объем работы – существенно выше. Начались проблемы со зрением, спиной.

– Я вернулась в Речицу в 2020 году и снова пришла работать в Школу искусств педагогом. В конце концов, дома всегда лучше, – улыбается девушка.


Справка «Дняпроўца»:

Мария Щёткина рисует с четырёх лет, с семи занималась в художественной школе. После окончания Школы искусств поступила в Гомельский государственный колледж на специальность «живопись». Окончила его в 2015 году и пришла на работу педагогом дополнительного образования в Речицкий районный центр творчества детей и молодёжи. В 2018 году перешла работать по той же специальности в Школу искусств. После небольшого перерыва вернулась туда же в 2020 году и работает до сих пор.


– Расскажите, как оказались в Сербии и про свой опыт там?

– Мой крестный из Сербии. В первый раз я побывала в стране в 2016 году и прожила там до августа 2018-го. Природа красивая – горы, реки. Всё сочное, яркое, воздух душистый.

Чем занималась? Обратила внимание, что в Сербии на улицах не встретишь художников, которые рисуют портреты, – там в основном пишут по фотографиям. Поэтому решила попробовать себя в новой нише, нужно было как-то зарабатывать. Стала писать детские портреты угольком на заказ. Это хорошая практика, так как дети подвижны, их рисовать сложно. На наши деньги брала девять рублей за портретик. В первое время на меня смотрели с недоумением, там к такому у них не привыкли.
А потом стали выстраиваться очереди из желающих. Когда очень уставала и болела рука, приходилось говорить, что нет, «я пойду пить кафу» – заказы шли без перерыва. Писала от трех до десяти портретов в день. Много заказов было по праздникам, выходным.

Еще делала аквагрим детям – зарегистрировалась в туристической организации и работала от них. Учила сербский, но разговорный, чтобы уметь объясняться с заказчиками: называть стоимость работы, просить повернуться в ту или иную сторону, не шевелиться так активно.

– Чем отличаются сербы от белорусов по вашим наблюдениям?

– Среди них намного реже, чем у нас, встречаются стеснительные люди. Они в большинстве своем яркие и громкие. Но не очень обязательны, могут пообещать, но не держать слово. Часто опаздывают. У нас же с таким я почти не сталкивалась.

– Есть страны, менталитет которых вам близок?

– Чтобы узнать, комфортно в стране или нет, в ней нужно пожить. Ведь к туристам везде относятся хорошо. Если ты путешественник, у тебя есть только первое впечатление. Когда же живешь среди местных, все по-другому. Какие там законы, рабочие отношения и подходят ли они тебе, узнаешь только на практике.

Сказки Андерсенаи свобода фантазии

– Детям какого возраста преподаете в Школе искусств?

– В Школе искусств я веду платные группы. Сразу работала с совсем малышами – от четырех с половиной до пяти лет. Но с ними требуется много энергии, они непоседливы и быстро устают.

Сейчас же занимаюсь с детьми от шести до 12 – поняла, что для меня это самый интересный возраст. С ними я, наоборот, наполняюсь. Они непосредственные, искренние, любопытные.

– Со взрослыми не работаете?

– Со взрослыми, возможно, буду работать в будущем. Я хочу открыть свою мастерскую: солнечную, с хорошим естественным и искусственным освещением, в которой было бы комфортно заниматься. Понемногу покупаю инструмент для студии и, когда созрею и подвернется нужное помещение, обязательно это сделаю.

– Какие принципы преподавания используете?

– Считаю, мои главные задачи – заинтересовать ребенка и создать для него комфортную обстановку. Если вижу, что есть конфликт, в мягкой форме его разрешаю, объясняю, что, когда ученики приходят ко мне, каждый должен чувствовать себя уверенно и спокойно. Наши занятия должны быть безопасной зоной, в которой можно расслабиться и дать волю фантазии.

Стараюсь им читать, покупаю и приношу с собой книги. Вот сейчас мы изучали сказки Андерсена. Конечно, какие-то я опускала, так как у этого автора есть достаточно печальные произведения. На одном из недавних занятий читали «Руса-
лочку», и я давала задание сделать иллюстрации к этой сказке. Обычно я не показываю ученикам другие работы, чтобы не было ориентира и скованности. Хочу, чтобы дети использовали воображение по полной и создавали свои, ни на что не похожие образы.

– Какие техники ребята изучают с вами, на чем делаете акцент?

– Вот недавно проходили смешанную технику: вместе с аппликацией использовали и акварель, и гуашь, и масляную пастель. На белом листе каждый делал наброски, цветные пятна, рисовали в том числе пальцами. После из этих кусочков составляли разноцветную кошку – для этого задания я написала им сказку «Разноцветная кошка». Каждый выбирал, что ему больше нравится из предложенных техник. Они должны попробовать всё, чтобы потом определить, что больше по душе. Это расширит их возможности в будущем.

Работы из кожи и ёлочные игрушки из папье-маше

– Мария, у вас за плечами не одна выставка, планируете что-то в ближайшее время?

– Честно признаюсь, сейчас не так много пишу, как раньше. Стараюсь не браться за кисти, когда нет настроения или оно подавленное. Это обязательно отразится на цвете, колорите, и ничего хорошего не получится. Кто-то, наоборот, за холстом меняет свое состояние, но для меня это работает вот так.

Тем не менее уже собралось порядка десяти готовых холстов. Они написаны маслом в технике лессировка – это когда нужно делать много тонких воздушных слоев.

Раньше работала в разных направлениях: писала пейзажи, портреты. В последнее время увлекла сказочная, мистическая тематика.

Очень нравится поэма Пушкина «Руслан и Людмила», сейчас в процессе работы над очередным полотном, посвященным этому произведению.

Ищу интересное освещение. Иногда даже срисовываю какую-то эмоцию с себя, чтобы понять, как она выглядит и как её рисовать. Фотографирую, используя блики, солнечные лучи для композиции.

– Чем еще занимаетесь помимо живописи?

– Стала шить изделия из кожи. Интересовалась этим и раньше, так как всегда хотелось носить что-то свое, оригинальное. Первым сделала кошелек, затем монетницы, обложку для паспорта, сумочки. Сейчас вот делаю рюкзак. Закупаю в Минске материалы: кожу, фурнитуру и химию. Это недешево всё, но пока пробую, может быть, стану делать и для продажи. Ведь я только начинаю и должна сама в носке испытать все изделия. Чтобы понимать, как они носятся, как реагируют на воду, солнце, чем лучше обрабатывать кожу – есть много нюансов, которые нужно учесть.

Делала новогодние игрушки. Стала украшать дом к празднику и поняла, что китайские игрушки не нравятся, они примитивные и пошлые, что ли. Решила создать свои из папье-маше. До этого не работала с материалом, не знала, чем расписывать, и выбрала темперу. Получились симпатичные фигурки в виде кусочка сала, батона. Была еще партия украшений с «каляднай зоркай» в качестве верхушки для ёлки.

Как-то шила шопперы и расписывала их. Шью мягкие игрушки по своим выкройкам – рыбок, лошадок – и дарю их детям. Мне приятно смотреть на их эмоции в момент, когда они получают нового друга.

– Какой ваш любимый художник и его работа?

– Михаил Врубель, мне близок по духу его мистицизм. Нравятся техника, колорит, освещение, которое он использует. Пока я видела его полотна только на фотографиях, но надеюсь увидеть и вживую.

Обожаю его «Царевну-Лебедь» (картина Михаила Врубеля, посвящённая персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по одноимённой сказке Пушкина. – Прим. автора). Реально изображена женщина-загадка. Она кажется молчаливой, но за молчанием прячется глубина, это видно по взгляду. Очень нравится образ.

– А из писателей кто вам ближе?

– Люблю сказочников: Ханса Кристиана Андерсена, Оскара Уайльда, Астрид Линдгрен.

– Чему главному учите детей?

– Я стараюсь разбудить в них творцов и не навязывать стандарты. Например, трава на картине не обязательно должнца быть зеленой, а небо – голубым. Мир искусства может предположить всё что угодно! Я часто вспоминаю свою первую преподавательницу в художественной школе Ирину Ивановну Тетекину, я была в восторге от занятий с ней. Тогда мы еще занимались в старом здании на Розе Люксембург. Там был сад и очень вдохновляющее ощущение свободы и фантазии. Такую атмосферу я стараюсь создать и
у себя.

Еще хочу, чтобы дети учились бережному отношению к природе, ко всему живому. Много разговариваю с ними, выслушиваю мнение и не оспариваю. Мне важно, чтобы ученики высказывались. Я не из тех, кто говорит: «Твое мнение не спрашивают», я всегда спрашиваю, потому что мне действительно интересно. Не хочу их тушить, наоборот, хочу помочь разгореться и сиять.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. dnepr@mail.gomel.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity