Елена Максимова. О технике ришелье и вулканах на Камчатке
Источник: Dneprovec.by Фото: из архива
Мир увлечений чрезвычайно широк. Найти применение своим талантам и наполнить время полезным и приятным досугом – занятие не всегда из простых. Елена Максимова занимается художественной вышивкой. Она в совершенстве освоила искусство украшения самыми различными узорами всевозможных тканей и материалов. Наибольшее удовольствие ей доставляет вышивка ришелье, которая является одним из самых известных видов ажурной вышивки. С её помощью создаются скатерти, салфетки и различные элементы одежды.

– Этой технике меня научила свекровь, – рассказывает Елена Владимировна. – Она была художником по коже, меху, вышивке. И те навыки, которые я приобрела от нее, позволили мне в дальнейшем развить свои умения. Полгода я была у нее ученицей. После чего почувствовала: это моё. Я много работала над этой техникой. Сейчас сама придумываю технику соединения тканей без швов.
– Сколько лет этому Вашему увлечению?
– 43 года. Первый раз я села за машинку, когда вышла замуж, – в 1981 году. И тогда же свекровь мне сказала: «Все равно через полгода уйдешь в декрет, приходи ко мне ученицей». Когда я увидела, как она вышивает мне платье на второй день свадьбы, я сразу же влюбилась в это дело. Я не научилась кроить и шить, но вышить могу рисунок любой сложности. Полгода я училась на вышивальщицу в цехе вышивки. Причем было это в Петропавловске-Камчатском. Было интересно, но и очень непросто поначалу. А так как я была невесткой мастера, мне доставалось больше других.
– А как Вы попали на Камчатку?
– На Камчатке жила моя тетя, мамина старшая сестра. Однажды на встрече у родственников она предложила мне приехать. Тётя уехала на Камчатку в 1956 году. Там занималась пешеходным и лыжным туризмом. И, естественно, поинтересовалась у меня, хочу ли я полазить по вулканам. Естественно, я согласилась. Мне было 24 года. Тетя через спорткомитет сделала мне вызов, тогда просто так попасть туда было невозможно. На следующий же день после приезда мне нашли лыжи, рюкзак, и я отправилась на сопки. Там меня впервые и увидел мой будущий муж.
Пробыла я на Камчатке два месяца, после чего уехала. И мой будущий муж целый год атаковал меня письмами: «Выходи за меня замуж». Ну и уговорил. Он пошел к начальнику Петропавловск-Камчатского морского порта и добился для меня рабочей визы.
Еще во время первого пребывания я совершила восхождение на Авачинский вулкан (2740 метров над уровнем моря). Затем была на Козельском вулкане с высотой 2200 метров. Были в моей жизни еще несколько восхождений, за что я получила берестяную грамоту от общества охраны природы.
На Камчатке я будто глотнула свежего воздуха. Там, как у Высоцкого, только рюкзак и рука друга. Мой муж, будучи 21-летним парнем, являлся руководителем группы. Однажды на одном из перевалов мы попали под экстремальную погоду: снег вперемешку с дождем. И он нас вывел.
Но вернемся к вышивке. Меня взяли в экспериментальный цех. Я занималась тонкой работой, на шелках. Когда ездила со своими работами на «Славянский базар», ко мне подходили знающие люди и говорили, что подобного раньше не видели.

Незадолго до Чернобыльской катастрофы, в 1983 году, мы переехали в Беларусь. Но надолго здесь, к сожалению, не задержались. У старшей дочери начались проблемы со здоровьем, и мы уехали снова на Камчатку, где прожили еще 16 лет.
Затем опять вернулись в Речицу. Я продолжала вышивать. Пробую, экспериментирую. Как любое кропотливое занятие, вышивка занимает много времени. Над некоторыми вещами, как, например, накидка, нужно работать месяца полтора, если работать восемь часов в день.
Меня свекровь научила одной мысли: «Если ты в своей работе не видишь недостатка, вышивать красиво ты уже не будешь». Я вижу столько ошибок в своих прежних работах, некоторые кажутся вообще топорными сейчас. Бывает, переделываю рисунки по четыре раза.

Все свои работы я произвожу на своей швейной машинке, выпущенной в Подольске. Это уже достаточно раритетная вещь. Её я купила 39 лет назад, а до меня на ней лет 30 работала надомница.
Свои работы я выставляю периодически в районных библиотеках. Предела совершенству нет, мне хотелось бы поработать с интересным модельером. Я знаю, как сделать уникальную вещь. Например, тот же белорусский лен можно представить не только как национальный колорит, но и вышить из него что-то для бала. Вообще в своем творчестве я живу по принципу «сделать невозможное, вышить невышиваемое».

