Культура > Духовность

1907

Речица православная. Подготовка к Великому посту

 +

В этом году начало Великого поста – 7 марта. В Православной Церкви наступает период подготовки верующих к Великому посту. Этот период в себя включает четыре воскресенья до начала поста. Каждая из этих недель имеет свое название и несёт свой определённый духовный смысл.

 

Первая подготовительная неделя начинается в воскресенье, 13 февраля. Это седмица сплошная, с 14 по 19 февраля, когда нет поста в среду и пятницу. Она носит название «Неделя о мытаре и фарисее». Вторая неделя начинается 20 февраля и называется «Неделя о блудном сыне». Она длится с 21 по 26 февраля, в среду и пятницу есть пост, а 26 февраля – Вселенская родительская (мясопустная) суббота, день поминовения усопших родных и близких. Третья мясопустная «Неделя о Страшном Суде» берет свое начало 27 февраля – в последний день вкушения мяса. Это седмица Сырная (масленица), сплошная, где нет постных дней, с 28 февраля по 5 марта. Последнее воскресенье, 6 марта, знаменует начало «Недели сыропустной. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресение».

Неделя о мытаре, сборщике податей и налогов и фарисее, законнике получила название от притчи, сказанной Господом Иисусом Христом к некоторым, которые уверены были, что они праведны, и уничижали других. И мытарь, и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: «Господи, помилуй мя, грешного!» Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями и праведностью. На примере мытаря и фарисея святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели – это смирение и покаяние, а главное препятствие – гордость. Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не следует.

Притча о блудном сыне гармонично дополняет притчу о мытаре и фарисее по смыслу. В них Христос противопоставляет два пути, которым следуют люди в своей жизни. Человек, избравший путь внешней праведности, упоения правильностью своей жизни, становится неспособным радоваться об обращении и исправлении ближнего, не может с любовью принять покаявшегося грешника как своего возлюбленного брата. Господь дарует кающемуся мытарю большее оправдание, чем внешне праведному, но жестокосердному фарисею. Так же и старший сын в притче о Блудном сыне – праведник, ищущий справедливости больше, чем любви, удостаивается укора.

Чтением о Страшном суде Церковь напоминает нам о том, что образно произойдёт деление людей на козлищ и овец. В чем же разница между теми, кто уподоблен овцам, и теми, кого Христос сравнил с козлищами? Первые имеют любовь к Богу, вторые – любовь к себе. Как на Суде это проверяется? Отношением к ближнему. Христос не случайно на Суде уравнивает Себя с ближним: что сделали ближнему, сделали Мне. Как же связаны любовь к Богу и любовь к человеку? Каждый человек в себе имеет образ Божий, оказывая любовь человеку, мы оказываем любовь Богу.

За этим воскресеньем следует Сырная седмица, в народе называемая Масленичная неделя. Она называется так потому, что с этого дня по церковному Уставу православные христиане уже воздерживаются от мяса и едят только молочные продукты, яйца и рыбу. Смысл этого древнего обычая в том, чтобы постепенно приучать себя отступать от приятных яств и без печали переходить к великопостному воздержанию.

Остаётся три недели до поста, и Церковь нам напоминает о наступлении особого периода, когда лучше всего вспомнить о покаянии и о присутствующей в нашей жизни гордыни и тщеславии, о справедливости, которая часто лишь приносит временное утешение от скорбей, вызывая чувство справедливого злорадства в отличии от той радости, которую приносит всепрощающая любовь, и то, что наш человеческий эгоизм отталкивает нас друг от друга и в конечном итоге приводит только лишь к вечной скорби.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity