Чтобы речичане понимали. Эра потребления, или Как шопинг стал новым «наркотиком»
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
Вы добавляете в корзину товар в интернет-магазине. Чайник, салфетки для уборки, платье, новогодние огоньки – всё, что угодно. Не задумывались, какая цепочка событий привела к тому, чтобы вы нажали «Оформить заказ», и какими могут быть последствия? Прекрасно, если покупка редка, продумана и необходима. Тогда эта статья не для вас. Если же виртуальный и реальный шопинг, пусть даже по мелочи, нет-нет да и захватывает настолько, что приходится перехватывать у коллег или друзей «до получки», материал даст несколько гипотез для размышления.

Начнем с черствых цифр. Согласно данным МАРТа белорусы всё чаще стали приобретать продукцию на маркетплейсах – доля онлайн-торговли за первое полугодие этого года составила более 8%. При росте общего товарооборота за первый квартал 2024-го на 11,5% можно предположить, что покупать с помощью мобильников или компьютеров стали чаще. В интернете приобретают: товары для дома – 18%, бытовую технику и электронику – 16%, автотовары – 13%, трикотаж – 11%, товары для красоты и здоровья – 5%, сантехнику – 3%. Прочие товары занимают 31% от общих покупок, что сюда входит, не уточняется, но скорее всего и продукты питания в том числе.
Больше всего покупателей на маркетплейсах – это люди в возрасте от 35 до 44 лет (29%). На втором месте возрастная группа от 25 до 34 лет (25%).
Сколько процентов соотечественников используют маркетплейсы – такой статистики найти пока не удалось. Но вот данные по ближайшим соседям: 84% россиян покупают товары на маркетплейсах. Из них 80% совершают подобные покупки чаще двух-трех раз в месяц. С 2020-го по 2023 год объем рынка eCommerce в России вырос в три (!) раза. Согласно прогнозу в 2024 году объем онлайн-продаж в России увеличится до 10,6 трлн рублей. В 2023 году объем рынка электронной коммерции в России составлял 7,7 трлн рублей. Это на 49% больше, чем в 2022-м. За год было сделано 5,1 млрд заказов.

Связано это с разными факторами. В том числе и с уходом многих брендов с рынка: теперь приобрести одежду, обувь, косметику определенных марок можно только онлайн. Также повлиял и ковидный 2020-й, когда почти вся жизнь переместилась в сеть и заказывать продукты и вещи из дома стало нормой.
Болезнь или невинный способ порадовать себя?
Покупки в интернете – это, безусловно, подарок нашего времени. Ведь даже в маленьком городе благодаря маркетплейсам можно заказать не только одежду, продукты, но и предметы мебели, беговые дорожки и чего только не. Причем выбрать всё с толком-расстановкой, изучив отзывы, обзоры и комментарии. Но, как и любое благо, при неумеренности возможность потратить свои кровные в любой момент может обернуться зубатой стороной к потребителю.
Как понять, что вы злоупотребляете маркетплейсами, покупками онлайн-офлайн и вполне можете называться нарядным словом «шопоголик»? Ониоманическое расстройство – официальное название шопоголизма – это реальная проблема и зависимость. Ониомания – непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия от самого процесса. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. Её последствия: повышается тревога, ухудшается сон и настроение, в жизни человека появляется больше алкоголя или других искажающих восприятие веществ. Охватывает ощущение замкнутого круга, из которого не выбраться. Если нашли у себя эти признаки и четко связываете их с тем, что ваш кошелек постоянно нараспашку, вам, скорее всего, нужна помощь психотерапевта.
Ядро аудитории маркетплейсов – возрастная группа 25–44 года (54%). Женщины (55%) чаще совершают покупки на маркетплейсах, чем мужчины (45%).
Специалисты предполагают, что истоки ониомании кроются в недостатке внимания, любви, ощущении одиночества и внутренней пустоты. Вот какие причины еще выделяют:
- низкий уровень саморегуляции: у таких людей снижена возможность компенсации неблагоприятных личностных особенностей для достижения крупных целей;
- жажда адреналина: организм быстро привыкает к адреналину и начинает нуждаться во всё больших его дозах, принятие решения о покупке и возможное разочарование являются микрострессами, на которые подсаживается шопоголик;
- иллюзия свободы и контроля над своей жизнью: шоппинг на какое-то время снимает у зависимого депрессию и тревогу, повышает самоуважение – он может позволить себе купить то, что захотелось, а не то, что необходимо.
Быстрый дофамин – купил пусть мелочь, но новую и порадовался – с одной стороны лучше, чем сигарета, бокал вина или пирожное. Однако накопительный эффект от последствий импульсивного шопинга перерастает в лучшем случае в неспособность приобрести что-то действительно важное, в худшем – приводит к закредитованности и долгам.
Как нас учат покупать всё больше и больше
Есть механизмы, которые заставляют нас наращивать объемы покупок как в денежном эквиваленте, так и в количественном. По статистике мы проводим в среднем по 7,5 часа в день онлайн. Соответственно, большую часть информации получаем из интернета и соцсетей. Какие блогеры больше всего популярны? Те, которые предлагают драму и яркие эмоции, и те, кто снимает обзоры на покупки. Покупать новое – это социально одобряемое поведение. Оно подпитывается рекламными вставками, продакт-плейсмент – скрытой рекламой – в сериалах, кино. Да, мы должны потреблять, как общество, чтобы экономика наращивала темпы, заводам было что производить, фабрикам – что шить. Когда дело касается экономики нашей страны, это отлично и только на пользу и на наше же развитие. Но в подавляющем большинстве товары, которые заказываются онлайн, не изготовлены в Беларуси.
Отследить, что и как продвигается в моменте, легко в Тик-Токе – есть торговые марки, которые то и дело «случайно» попадают в обзоры мелких и крупных блогеров. Уверены, что вам не нужна десятая баночка с тоником или средством для умывания? Тогда они идут к вам, чтобы рассказать, насколько эффективно и чудодейственно средство, реклама которого закамуфлирована под «честное мнение» и «рекомендацию для подписчиков». Не важно, что полка в ванной терпеливо кряхтит под тяжестью других средств – предыдущих героев таких же обзоров. Вам дадут код товара на маркетплейсе и отправят в добрый путь.
Блогеры, которые снимают обзоры «нужных» товаров, – это один инструмент, но у интернет-гигантов есть и сотни других. Вернемся к той же статистике по маркетплейсам: 46% покупателей приобретают товары по выгодной цене, 33% покупают их из-за скидок или акций. Как «снижается» цена, многие знают: перед ноябрьскими скидками, так называемой «Черной пятницей», пользователи повсеместно в интернете жаловались, что магазины взвинтили цены до небес, а после, вернув их, повесили шильду «Продается со скидкой!»
Еще цифра: 45% покупателей на маркетплейсах отказываются покупать товар, если у него есть отрицательные отзывы. Вызывает надежду на то, что при покупках мы независимы? Вот только писать отзывы на меркетплейсах – это работа, на которую ежедневно набирают сотрудников. Просто вбейте в поисковик «отзывы на маркетплейсах купить» и удивляйтесь, как плодовит этот бизнес.
Как мелочи лишают нас крупных целей
Этот материал не про то, как покупать плохо. Он – попытка напомнить, что постоянно нажимая на кнопку «Заказать» и получая от этого краткосрочное удовлетворение, мы не станем глобально счастливее. Про захламление планеты результатами нашей неумеренности я уже молчу – отдельная тема.
Постепенно ненужные вещи захватывают без выстрелов и шума наши дома, и те, кто посознательнее, начинают выбрасывать то, сроки на что уже вышли, или то, что не понравилось и явно было куплено зря. Другие же медленно тонут в мусоре из того, что даже не они сами выбрали, а что убедили их приобрести разными способами. И это половина проблемы. Другая – деньги, которые можно было вложить в то, что действительно порадует, разлетелись на чепуху.
Здесь, как и почти во всем в жизни, дело упирается в дисциплину. Съесть булочку проще, чем отказаться от неё и через пару месяцев таких отказов получить удовольствие от ловко сидящего платья и легкости в походке. Так и с покупками: купить девятый по счету блеск для губ за несколько рублей проще, чем отложить эти деньги, приумножить и приобрести, например, новую сумку, о которой мечталось. Да, всё тот же шопинг, но с долгосрочным удовольствием от использования дорогой, качественной и нужной вещи. Одна из подруг моей мамы всегда говорила: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать что-то дешевое». С годами я поняла, что она имеет в виду. Расточаться на ерунду – это точно не эффективное распределение финансов. Если же учесть, что наш заработок – это оплата за способности, таланты и время, которое мы посвящаем работе, то готовы ли вы часы и дни своей ценной и единственной жизни обменивать на мишуру?
Пять шагов к разумному потреблению
1. Приложение для финансов. Люди, подверженные шопоголизму, избегают ведения учета, потому что это иллюстрирует проблему, сталкиваться с которой они не хотят. Анализ и планирование расходов – первый шаг к её решению.
Что касается меня, несколько лет пользуюсь Monefy: в приложение нужно вносить траты по категориям и после по итогам месяца в виде диаграммы можно наблюдать, куда и что ушло. В платной версии есть возможность вводить свои категории, добавлять карты, вести учет сбережений в валюте и наличных. Есть десятки аналогичных сервисов, поизучайте – выберете себе подходящий. Может показаться, что записывать каждый поход в магазин утомительно, но вам не нужна дотошная доскональность – вбивайте суммы в категории «продукты», «одежда», «кофе в кофейнях», и вам станет более-менее понятно, куда утекают рубли. Это полезно еще и тем, что вы можете установить условный нижний порог остатка средств до зарплаты или аванса, ниже которого вы уже будете тратить только на необходимое, чтобы не одалживать и не вляпываться в кредиты и овердрафты.
Кстати, специалисты по финансированию и личному бюджету предупреждают: если более 60–70% вашего дохода – это обязательные выплаты (коммуналка, оплата садика ребенку, бензин – всё то, что вы оплачиваете ежемесячно), дело плохо. Тогда стоит повышать квалификацию и изучать рынок вакансий, чтобы понимать, что вы можете предложить и на что можете претендовать, если обучитесь чему-то новому, прокачаете навыки и возьмете на себя дополнительные обязанности. Это всё на языке взрослых, но дети ведь нас не читают, не так ли?
2. Избегайте кредитов, рассрочек и овердрафтов. Это очевидно, но всё-таки: возможность запустить руку в карман банка и пошебуршать там в любой момент, чтобы купить то, на что пока не заработали, – это быстрая и скользкая дорожка к долгам, усилению зависимости от шопинга и даже депрессии. Фраза «Занимаешь чужие деньги, а отдаёшь свои» не просто так возникла. Шутки про тех, кто берет в кредит новый iPhone или машину, при этом зарабатывая копейки и отказывая себе даже в нормальном питании или одежде, уже давно не шутки. Я лично знаю таких людей.
3. Поставьте себе зажигающую крупную цель. Если все-таки хочется новый iPhone или дачу на берегу реки, а средств пока на них нет, начните откладывать на заветную покупку. Предвкушение и трепет от достижения того, что и правда вас зажигает, чем вы будете пользоваться и радоваться, позволит снизить импульсивные траты. Когда в следующий раз рука потянется за новогодней блестяшкой, баночкой с кремом, который и так есть, или платьем по скидке, путь перед вашими глазами возникнет большая цель. Готовы обменять то, что удовлетворит в моменте, на то, что будет греть и тешить душу месяцы или годы? Выбирать только вам.
Чтобы копить, можно завести копилку в банковском приложении. Можно округлять сдачу с каждого похода в магазин и забрасывать остаток на карту или в реальную пластиковую или стеклянную копилку, если часто рассчитываетесь наличными.
4. Сделайте свою жизнь интереснее. Просто и сложно одновременно. Ведь, как показывают исследования, мы склонны серфить по маркетплейсам и от скуки. Про недостаток положительных эмоций уже было написано выше. Если наполните жизнь событиями, увлечениями и приятными встречами, желание нажать на кнопку «Заказать товар» и получить быструю разрядку снизится.
5. Практикуйте аскетичность. Так исторически сложилось, что за долгое время мы – первое поколение, которое живет в изобилии и доступности всего, что душе угодно. От этого у многих атрофировался механизм получения удовольствия от простых вещей – нас всё сложнее удивить.
Может, стоит вспомнить о красоте умеренных самоограничений и дисциплины? Аскетичность практиковалась еще в Древней Греции, тонущей в роскоши и пресыщении. Как вариант, взять аскезу от, например, покупок конфет и кексов на неделю или месяц – смотря какая у вас сила воли и тяга к сладкому. Уверена, после добровольного перерыва кусок торта дома или в кофейне, который вы равнодушно жевали, погруженные в свои мысли или разговоры, покажется райским деликатесом и маленьким праздником.
Да, возможность купить что-то просто так, без плана и необходимости – это прекрасно. Удовольствие и легкость важны. Но, как и в любой зависимости, если она начинает развиваться, удовлетворение будет наступать только с увеличением дозы. Чтобы не скатиться в эту воронку, ищите источники радости в другом и в качестве небольшого эксперимента перед каждой импульсивной покупкой спрашивайте себя: мне сейчас скучно-грустно-тоскливо и поэтому я хватаюсь за кошелек или я и правда хочу эту вещь?