Новости компаний

2489

Мемориальный дизайн: память, воплощенная в камне

 +

Алеся Антипова – одна из тех людей, которые явно живут тем, что делают. Особый подход к работе с клиентами, многолетний опыт, постоянное самообучение и онлайн­образование сделали ее действительно востребованным специалистом в мемориальной сфере в Речицком районе и Гомельской области. Она искренне верит, что процесс изготовления памятника в первую очередь является искусством, и только после этого – бизнесом или ремеслом.

Идея и реализация

Алеся родилась в Речице, училась в средней школе № 9, посещала класс с художественным уклоном – творчество всегда было ей по душе. Однако поступать решила на техническую специальность в Гомельский политехнический техникум (сейчас колледж), училась тонкостям деревообрабатывающей промышленности.

Поиски работы привели в мемориальную сферу – принимать заказы на памятники. Однако деятельная натура девушки не могла довольствоваться простой бумажной работой. Она принялась вникать во все тонкости гранитного дела, изучать рынок, технологию производства. За несколько лет Алеся из обычного менеджера выросла до правой руки хозяина фирмы, который поручил ей вести дела в Речице.

Поворотной точкой стала потеря близких людей: брата и отца. Именно тогда она задумалась, что памятник не должен быть обычным каменным шаблоном с портретом. Проектируя воплощение в граните мемориала собственного отца, Алеся старалась передать его жизненный путь, внутренний мир, характер. Каждая линия, узор, оттенок материала – всё это имеет свой глубокий символизм.

Идея перейти от ремесла к творчеству, от шаблонов к индивидуальному дизайну некоторое время вызревала, постепенно обретая очертания. Благодаря поддержке мужа Дмитрия, постоянному самообразованию и накопленному опыту Алеся решилась уйти со стабильной работы и открыть свое дело. Супруги прекрасно дополнили друг друга: творчество, идеи, проектирование – этим занимается Алеся, а Дмитрий, являясь профессиональным строителем, воплощает задуманное на практике.

– Главное – не побояться сделать первый шаг. Я просто пошла в райисполком,
в отдел экономики, получила консультацию. Мне всё разложили по полочкам, объяснили нюансы, связанные с документами, очень грамотно и толково. Так же и в налоговой – даже такому новичку в бизнесе, которой я была в тот момент, все оказалось понятно. Со временем нашлось и подходящее помещение: здание в Озерщине по улице Андрея Серака для нашей мастерской приобрели на аукционе, – рассказывает Алеся.

Трудный старт

Начинать всегда тяжело – это известная, избитая истина. Однако репутация, приобретенная на предыдущем рабочем месте, сыграла свою роль. «Сарафанное радио» работало, речичане передавали друг другу, что есть такие Алеся и Дмитрий, которые с большим вниманием относятся к клиентам, индивидуально подходят к каждому заказу. Свою роль сыграла и реклама, в том числе объявления
в «Дняпроўце».

– К первым нашим заказчикам я приезжала прямо домой, и после долгой доверительной беседы и большой подготовительной работы на листе бумаги появлялся эскиз памятника. Для меня это было и остается самым важным: понять, каким именно видят ушедшего родственника близкие, какую он жизнь прожил, чем она была наполнена, какие у человека были достижения, чаяния, мечты, какой посыл он оставил потомкам. Для этого ведь и нужен памятник, чтобы сохранить образ не только внешний, но, главное, внутренний, – говорит Алеся. – Раньше люди боялись самого слова «дизайнер», особенно в применении к нашей отрасли, относили его больше к ландшафту приусадебного участка или интерьеру дома. Но в течение последних пары лет ситуация стала меняться, люди теперь предпочитают именно индивидуальный подход, и тот факт, что я себя позиционирую именно как человек искусства, а не ремесла, наоборот, становится привлекательным.

Индивидуальный подход

Конечно, мемориальная сфера особая. Люди, которые пережили утрату, стремятся отдать последнюю дань своему близкому, их переполняют эмоции, да и видение у нескольких родственников может не сов­падать. Задача дизайнера – найти точки соприкосновения, выделить из порой противоречивых мнений главное и предложить такой проект, который устроил бы всех. При этом мемориальный дизайн – это не про астрономические суммы и четырехметровые мраморные памятники. Для каждого бюджета есть своё решение. И к самым скромным заказам подход не менее серьезный, чем к дорогим, помпезным идеям.

– Самое приятное – это слышать от клиентов, что они пришли по чьей­то рекомендации, а не по рекламе. Когда приходит человек и говорит, что нам посоветовали обратиться к Алесе, потому что она делает с душой и при этом очень красиво, тогда я чувствую, что работаю не зря. Конечно, для того чтобы сделать настоящее произведение искусства, нужно выслушать клиента, пропустить всё это через себя. Да, это психологически тяжело – постоянно чувствовать чужое горе, утрату. Но по­другому никак.

Изготовлению памятника предшествует большая подготовительная работа:
создание концепции с подбором визуальных символов и способов их воплощения в камне, выезд на кладбище для профессиональных замеров, изучения окружающей обстановки, ситуации на участке. После этого – разработка конкретного проекта с помощью дизайнерских инструментов, обсуждение эскиза с клиентом. Если эскиз одобрен, начинается подготовка чертежей и документов, организационные и технические моменты. Скорость работы над памятником зависит от сложности проекта и может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев с момента обращения человека и до установки на кладбище. И дело не только в творческом моменте: материал для воплощения задуманного тоже требуется подобрать, заказать, привезти.

– Если человек хочет заказать памятник к Радунице, ему не стоит откладывать это на конец апреля, – советует Алеся. – Лучше обратиться зимой, чтобы иметь время в запасе. За пару недель качественно сделать такую работу практически невозможно!

Гравировальное оборудование, станок для резьбы по камню, который из заготовок вырезает готовый памятник – все это есть на вооружении фирмы «Александра Гран//Память». В планах расширение, закупка оборудования для работы с гранитными глыбами. Но уже сейчас своя производственная база и, конечно, профессиональные навыки и творческий подход Дмитрия и Алеси Антиповых позволяют вести проект от начала и до конца, от идеи до установки на кладбище и благоустройства прилегающей территории.

За пятнадцать лет работы в мемориальной сфере Алеся создала немало удивительных проектов. Но некоторые запомнились особенно: это и первый, по­
настоящему дизайнерский мемориал, созданный для родственников, и скромный, но полный глубокого смысла памятник на мусульманской могиле, и многие другие, которыми она гордится как художник своим творением:

– Мне нравится работать с простыми, минималистичными формами без вычурных и помпезных элементов. Самое важное, чтобы каждая линия, каждый штрих на граните несли явный или скрытый смысл. Чтобы памятник стал той путеводной нитью, которая связывает ушедшего с ныне живущими поколениями. Сделать фотореалистичный портрет на гранитной плите в современных условиях – задача банальная. А пробудить те самые заветные воспоминания через символизм, геометрию, детали – это настоящий вызов для мемориального дизайнера!

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity