Культура > История

2441

Беда Поволжья коснулась и Речицы...

 +

...В Российской империи массовый голод случался периодически. Самым же жестоким оказался сто лет назад: царская власть уже свергнута, а страна в целом прошла через горнило войны гражданской.

 

На этот раз бедствие охватило 35 губерний, но наиболее тяжелые последствия ожидали Поволжье. Массовый голод привел к каннибализму, росту беспризорности и преступности. Основные причины случившегося – засуха, чрезмерное опустошение села изъятием продуктов питания для населения городов.

Конечно же, новая власть, свергнув царскую, делала немало для поворота ситуации хотя бы в относительно нормальное русло. Последовало обращение к международному сообществу.

Помощь советской России оказывалась не только безвозмездно, но и за счет царского золота, изымания ценностей церковных. К сожалению, нередко то, что являлось огромной исторической ценностью и произведением искусства, переплавлялось в слитки золота или серебра. Иначе говоря, терялось безвозвратно.

С апреля 1919 года Речицкий уезд находился в составе советской России. Следовательно, был обязан немедленно откликнуться на любой посыл из Москвы.

Во второй половине 1921 года состоялся шестой Речицкий уездный съезд Советов.
В его специальном обращении констатировалось: на территории уезда (зона нынешних Речицкого, Брагинского, Лоевского, Наровлянского, Хойникского и части Светлогорского районов) далеко не все сделано для того, чтобы собрать как можно больше продуктов в фонд помощи голодающим. Ставилась задача прокормить 32 000 голодных.

Сбор средств для Поволжья в Речицком уезде продолжался и в первой половине следующего, 1922 года. В уездном центре и во всех волостях распространялось обращение речицких священников – настоятеля собора протоиерея Николая Перечина и настоятеля Николаевской церкви Н. Можаровского:

«Братья и сестры! Большое народное бедствие встретило нашу Россию в 1921 году: неурожай охватил житницу – Поволжье. В голодных муках страдает поволжский крестьянин, лишенный куска хлеба....

Теперь охвачено голодом около 25 миллионов русского народа. Помощь оказывают все, нет почти ни одной группы населения, которая не внесла бы свой вклад в облегчение страданий и мук голодных. И наше правительство трудового народа пошло на крайнюю и последнюю меру для спасения страны от гибели. В связи с тем, что в 1922 году губернии, где еще относительно хорошо, не могут прокормить голодающих, то постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета издан закон о конфискации ценностей из храмов всех вероисповеданий. Церковные ценности будут направлены исключительно на борьбу с голодом.

Христиане! Сольемся же в единый братский порыв, и пусть не будет ни одного безразличного».

Не ясно, каким образом, добровольно или же под явным нажимом, священники Николай Перечин и Н. Можаровский пришли к безоговорочному одобрению изъятия церковных ценностей. Скорее, понимая: при малейшем сопротивлении – неминуемо жестокие репрессии (в основном расстрел или же длительные сроки заключения).

К сожалению, нет документальной ясности в отношении личностных данных названных священнослужителей. В списке репрессированных (1920–1930 годы) они отсутствуют.

Можно констатировать: Н. Можаровский имел отношение к древнему роду, исходящему от Рюрика, владевшего значительными земельными территориями на украинской Волыни. В числе селений частного владения – Можары (28 километров от Овруча). Род именовался Можайским-Можаровским.

Посмотрим на реальность Речицы 1921 года.

В уездном центре квартировали части Красной Армии. Общее количество военнослужащих – несколько тысяч. Под нужды военных изымалось всё, что можно было использовать под жилье. Командование красных частей практически не считалось с местной властью. И можно благодарить судьбу, что речицкий ревком и исполком возглавлял Василий Селиванов. Он не был коммунистом (левый эсер), имел независимый и жесткий характер. Пользовался авторитетом и у новой, уже советской власти.

Не могут не шокировать слова Селиванова во время заседания уездного ревкома 30 октября 1920 года: «...Ввиду создавшегося положения на почве голода, холода и антисанитарного состояния в городе возможны массовые случаи смерти, когда бедный класс населения не в состоянии похоронить за свой счет, а также и для похорон красноармейцев необходимо создать при Коммунхозе Похоронный Подотдел, который бы ведал этим делом...»

Несмотря на расплывчатость стенографии слов тогдашнего речицко-уездного «диктатора» Василия Селиванова, сложившаяся ситуация просматривается хорошо: в Речице голод и антисанитария, грозящие перерасти в повальную смертность. Город и уезд не имели возможности скорого исправления создавшегося положения. Для этого требовались годы.

Обратимся к цифрам: в начале 1921 года в Речице учтено 3279 жилых помещений (6540 комнат). Население: мужчин – 5493, женщин – 5841, детей – 4348. Итого: 15782. А еще «три дивизии и 5 полков в отдельности».

...Можно не сомневаться: Речица и уезд собрали необходимое для прокормления 32 тысяч голодающих. Вместе с тем приняли сотни детей. Начиная с конца 1926 года (присоединение Речицкого уезда к БССР) они стали именоваться белорусами...

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity