Культура > История

3823

Свято-Троицкий костел: история возрождения

 +

Одно из самых узнаваемых речицких зданий –  это Свято-Троицкий римско-католический костел. Без острого шпиля колокольни и характерных стрельчатых окон и контрфорсов невозможно себе представить исторический центр города. Его возведение датируют 1903 годом, но история строительства гораздо более давняя и драматичная.

 

Через тернии

Первый документально известный римско-католический костел в Речице был построен еще в 1634 году усилиями речицкого старосты Александра Служки. По одной из версий, в первой половине XVIII века он сгорел. Вместо него в 1756 году был возведен новый Свято-Троицкий костел «из соснового дерева». Он пережил и разделы Речи Посполитой, и переход Речицы в состав Российской империи, и вторжение Наполеона…

К сороковым годам XIX века храм значительно обветшал, и возникла необходимость в постройке нового здания. Поэтому в 1842 году речицкое дворянство католического вероисповедания обратилось к правительству с просьбой разрешить им построить на месте старого деревянного небольшой каменный костел.

Через 15 лет, в 1857 году, в Речице был создан «Комитет для починки или постройки приходского костела», который возглавил речицкий уездный предводитель дворянства Н. И. Ланевский-Волк. В связи с тем, что старый деревянный костел располагался «не в удобном месте», а также учитывая тот факт, что его перестройка обойдется ненамного дешевле постройки нового, комитет принял решение добиваться разрешения на строительство нового храма.

Один из документов ЦГИА БССР за 1861 год (копии документов были любезно предоставлены журналисту приходским костельным комитетом) содержит описание «костельного палаца» с указанием места предполагаемой постройки нового каменного костела: «расположен на углу по-набережной улицы в отступлении от улицы саженей». При нем «в середине построенного пляца» располагается деревянный дом для помещения духовенства. На этом же участке «на большой улице от базара в улицу поперечную реке» располагалась гауптвахта, совершенно обветшавшая ко времени составления документа. От нее «по большой улице расстоянием в 20 саженей» находился флигель, принадлежащий костелу. Между «гауптвахтой и флигелем в глубине имеющегося пляца» предполагалось возвести каменный костел напротив площади, на которой намечалось сооружение костела «через поперечную улицу против гауптвахты в таком же самом отступлении от улицы большой, в каком должен быть сооружен костел», располагалась строящаяся православная каменная церковь – нынешний Свято-Успенский собор. «Сооружение же костела на месте старого деревянного нецелесообразно, т. к. территория на углу к костелу по Набережной улице размывается весеннею водой», вследствие чего со временем может образоваться овраг и повредить самому зданию.

Проект нового костела был составлен в 1860 году архитектором Мешором, а в апреле 1861-го был предоставлен для технического рассмотрения в Департамент проектов и смет, директор которого в мае того же года уведомил минского епископа, что «…императору угодно было по недостаточности изящества в представленном фасаде Высочайше повелеть составить в П. отделении Департамента проектов и смет новый более изящный фасад, без изменения плана местности», который после некоторой доработки был утвержден 6 июня этого же года. Интересный момент: выходит, от державного взора его величества государя императора Александра II не укрылась даже такая мелочь в масштабах гигантского государства, как строительство костела в уездном городе? Изящность – вопрос серьезный!

В начале 1861 года были заключены три контракта: на выделку кирпича для постройки костела, на доставку по Днепру из Орши извести и на производство с 5 мая того же года строительных работ.

Однако «в силу общего распоряжения бывшего генерал-губернатора о недозволении вновь строить костелов», а также за неимением денежных средств, через несколько лет работы были прекращены. Логично будет предположить, что такая ситуация тесно связана с восстанием 1863–1864 годов в польских, белорусских и украинских губерниях Российской империи. Поддержано оно было в первую очередь шляхтой, поляками и католиками, и потому власти заняли жесткую позицию по отношению к этим группам населения.

В 1866 году новый администратор речицкого римско-католического костела Иосиф Радзивончик составил рапорт в Минскую духовную консисторию: «Каменное здание костела, приостановленное в постройке, в весьма неудовлетворительном состоянии, ибо таковое оставлено без всякого призрения, – возле оного нет никакой ограды. Стены оного… не покрытые досками – во многих местах начали разрушаться. Приготовленная… известь осыпана на открытом месте без малейшего предохранения от сырости… Строения… одни разрушены, другие клонятся к разрушению. В жилом здании почти жить невозможно». Также была изложена просьба о выделении средств на проведение необходимых ремонтных работ и на устройство ограды вокруг костела.

Вновь началась переписка о возможности произвести достройку каменного костела, которая продолжалась до 1869 года, когда по решению минского генерал-губернатора постройка костела в Речице была разрешена, но только при условии его возведения на католическом кладбище на месте разрушившейся каплицы.

Однако консистория не могла согласиться с таким распоряжением, так как кладбище находилось в значительном расстоянии от центра города, а во-вторых, разборка стен и фундамента недостроенного здания костела и перевозка их на новое место потребовали бы значительных материальных затрат. Поэтому
в донесении вице-губернатора в Виленскую римско-католическую епархию вновь содержится просьба о разрешении достроить костельное здание на прежнем месте.

В 1891 году дворянин Ланевский-Волк вновь ходатайствует о разрешении ему построить на собственные средства новый римско-католический костел, однако вновь получает отказ. И лишь в 1896 году после назначения на должность настоятеля речицкого костела ксендза Липинского приходит разрешение «начать совместные работы пастыря и прихожан вокруг строительства костела».

Строительство

Проект нового здания представил художник императорской Санкт-Петербургской Академии художеств архитектор Иосиф Дзеконский. Этот проект был одобрен и 8 июня 1899 года утвержден минским губернским строительным отделением.

В 1901 году постройка костела была начата, а в середине марта 1903 года строительство храма было завершено. 1 июня 1903 года костел освящен в честь Святой Троицы.

О внешнем и внутреннем облике вновь построенного костела можно судить на основании составленной в сентябре 1915 года «Генеральной описи и оценки речицкого римско-католического костела и плебаниального хозяйственного имущества», хранящейся в ЦГИА СССР (в Санкт-Петербурге). Костел описан кирпичным, на каменном фундаменте, построенным в готическом стиле, с одной башней. Длина – 13 саженей, ширина – 6 саженей, толщина основных стен – 20 вершков. Крыша из оцинкованного железа. На постройку было израсходовано 24000 рублей.

Костельный двор обнесен с двух сторон железной решетчатой оградой на кирпичном фундаменте. Внутреннее убранство костела было представлено главным алтарем с мраморной плитой на четырех каменных столбах
с расположенными в нем старинными иконами в серебряных ризах и двумя малыми алтарями – в честь Распятого Спасителя и Святого Антония. В архитектуре использовались готические формы: стрельчатые окна и ниши, контрфорсы.

Новейшая история

После революции и установления советской власти закончился первый этап истории Свято-Троицкого костела. Внутренний интерьер был разрушен большевиками, предметы религиозного обихода и иконы – частью изъяты, частью уничтожены. Службы прекратились в 1930-е годы.

В период СССР здесь в разное время размещались склад, электростанция, пивной и витаминный бары. Речицкие католики неоднократно поднимали вопрос о возрождении храма, вели активную общественную работу в этом направлении. Надежда забрезжила в 90-е годы.

 

В 1999 году решением горисполкома храм был передан верующим, началась реконструкция здания. Масштабные работы развернулись во время служения в Свято-Троицком костеле ксендза Гжегожа Худека (родом из Люблина, он некоторое время жил в Гомеле, а потом был переведен в Речицу). Прихожане подчеркивают его роль в возрождении храма. Он организовал сбор средств. Постепенно костел приобрел нынешний вид: надстроили колокольню, возвели пристройку с жилыми помещениями для священнослужителя. Появились стации – скульптурные композиции, изображающие крестный путь Иисуса Христа, которые можно увидеть на окнах костела. Изготовлены они из дуба санкт-петербургскими мастерами.

В 2008 году в приход перевели ксендза Яцека Боровеца. При нем был проведен ремонт костела, озеленение территории, продолжилась миссионерская деятельность.

Сейчас настоятелем Свято-Троицкого костела является ксендз Александр Дробышевский, уроженец Гомеля. На его плечах – два прихода, Хойникский и Речицкий, однако проживает он тут же, при костеле, в здании, возведенном усилиями его предшественников.

Икона Богородицы Скорбящей
Икона Богородицы Скорбящей

Как рассказала Людмила Александровна Хилинская, председатель приходского костельного комитета, недавно в духовной жизни Свято-Троицкого костела произошло значимое событие: удалось вернуть старинную икону Богородицы Скорбящей, которая считалась утерянной в советские годы. Реликвия была сохранена одним из участников советских мероприятий по реквизиции ценностей в костеле, потом выкуплена архитектором Иваном Васильевичем Рудницким. Он и передал ее в дар храму в сентябре 2021 года. Образ обладает не только религиозной, но и художественной ценностью. Специалисты говорят, что его создание относится к середине XIX века (Виленская школа живописи).

Нынче сложно представить себе Речицу без характерного готического силуэта главного римско-католического храма района. Свято-Троицкий костел, бесспорно, является одним из неотъемлемых элементов городского ансамбля.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity