Службы информируют

2563

Чтобы речичане были в курсе. С 1 октября работает добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии

 +

27 сентября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ). Указом с 1 октября 2022 г. вводится дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.

 

При этом появление новой добровольной пенсионной программы не затрагивает государственные обязательства по действующей пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, инвалидности, в случае потери кормильца остаются неизменными. Все гарантии государства по трудовым пенсиям и их повышению будут неукоснительно выполняться.

Накопительное пенсионное страхование для республики не является новым институтом. Но, в отличие от действующих программ, при страховании дополнительной пенсии с применением норм Указа задействуется новый финансовый стимул – государственное софинансирование. Оно заключается в том, что часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств. То есть государство материально поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте.

Работник, желающий участвовать в страховании, с 1 октября 2022 г. сможет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию (в дополнение к обязательному 1-процентному взносу на трудовую (солидарную) пенсию). Размер этого взноса – в процентах от фактической заработной платы – он выбирает сам. Максимальный (предельный) размер дополнительного взноса работника – 10%.

Если работник принял решение участвовать, то к этому подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос в размере взноса работника, но не более 3%.

Например, работник выбирает взнос на накопительную пенсию в размере 1% от заработной платы. В этом случае еще 1% доплатит его работодатель. В общей сложности в добровольные пенсионные накопления этого работника поступит взнос в размере 2% от его фактической зарплаты.

При трехпроцентном взносе работника работодатель доплатит уже 3%. В пенсионные накопления работника поступят 6% от его заработной платы. 5% платит работник – еще 3% платит работодатель и так далее. Максимально возможный общий взнос работника и работодателя в новой программе составляет 13%: 10% взнос работника плюс 3% взнос работодателя.

Вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией.

Важно отметить, что при вступлении работника в новую программу расходы его работодателя на уплату пенсионных взносов не увеличатся. Его обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда социальной защиты населения соразмерно уменьшится. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3%, то в бюджет фонда соцзащиты будут перечислены 25%. В итоге, в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28%.

В то же время передача части взноса работодателя в пенсионные накопления работнику – это выпадающие доходы бюджета фонда социальной защиты населения. Поэтому на этом этапе подключается государство. Оно принимает на себя обязательства по сохранению доходов бюджета фонда для обеспечения выплаты текущих пенсий в рамках солидарной пенсионной системы.

Таким образом, механизм государственного софинансирования заключается в том, что при вступлении работника в программу его будущая накопительная пенсия на 30–50% будет сформирована за счет государственных средств. Через такое весомое финансовое участие государство не только материально поддерживает работников, принявших решение в пользу добровольных сбережений на старость, но и подтверждает гарантированность устойчивого функционирования новой системы дополнительного пенсионного страхования. К тому же оплата части взносов на будущую накопительную пенсию за счет государственных средств делает участие в новой программе финансово посильным для всех категорий работников независимо от уровня их дохода.

Для участников новой программы предусмотрены и другие финансовые стимулы:

– льгота по подоходному налогу. Так, работникам предоставляется право на получение социального налогового вычета на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию. Это означает, что размер заработка работника, с которого работодателем исчисляется подоходный налог (13%), будет уменьшен на величину страхового взноса, уплаченного за счет средств работника.

Справочно.

Например, работник с фактической заработной платой 1500 рублей участвует в новой программе, и за счет его средств уплачивается дополнительный взнос на накопительную пенсию в размере 45 рублей. Заработок, с которого будет исчисляться подоходный налог, у этого работника будет уменьшен на 45 рублей.

То есть государство освобождает работника от обязанности уплачивать часть налога только потому, что он принял решение в пользу формирования себе дополнительного источника дохода на старость. Гарантированное пользование данной льготой позволяет работникам формировать дополнительную пенсию при минимальных собственных затратах.

Дополнительные накопительные пенсии также освобождаются от подоходного налога с физических лиц:

– возможность наследования пенсионных накоплений;

– гарантия сохранности пенсионных накоплений. Осуществление добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии Указом возложено на государственную страховую организацию – государственное предприятие «Стравита». Государство гарантирует страховые выплаты по договорам страхования, заключенным этим страховым предприятием.

Справочно.

Для обеспечения выполнения обязательств по выплате дополнительной накопительной пенсии ГП «Стравита» дополнительно к страховым резервам, которые образуются для выполнения обязательств, будет формировать гарантийные фонды. Размер отчислений в гарантийный фонд составляет 0,5% от суммы страховых взносов по данному виду страхования. Ежемесячно до 22-го числа месяца, следующего за отчетным, средства гарантийных фондов будут перечисляться ГП «Стравита» в республиканский бюджет.

Средства гарантийных фондов имеют целевое назначение и выделяются страховщику по решению Президента Республики Беларусь в случае невозможности выполнения страховщиком своих обязательств. Выделенные средства используются страховщиком только на страховые выплаты.

То есть все обязательства по дополнительным пенсиям в новой программе при любых обстоятельствах будут выполнены в полном объеме – ГП «Стравита» или правопреемником этой страховой организации (в необходимых случаях – с привлечением государственных средств).

Право участвовать в программе предоставлено работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет фонда соцзащиты. В подавляющем большинстве случаев такой характер имеет работа по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.

Именно наличие работодателя и факта уплаты им обязательных страховых взносов позволяет «запустить» механизм государственного софинансирования будущей накопительной пенсии.

Начинать участвовать в новом страховании можно не позднее, чем за 3 года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Ограничение связано с тем, что при менее продолжительных сроках участия накопленные средства и результаты от их инвестирования объективно не смогут стать существенными.

Размер накопительной пенсии будет исчисляться из сумм дополнительных взносов с учетом доходов от их инвестирования (по принципу – сколько накопил, столько и получил).

Инвестирование ГП «Стравита» средств страховых резервов, которые образованы из поступивших страховых взносов, в новой программе будет осуществляться по правилам, которые сегодня уже применяются в программах добровольного страхования дополнительной пенсии. Поступающие средства инвестируются страховыми организациями на условиях возвратности, прибыльности, ликвидности и диверсификации.

 

Справочно.

Порядок инвестирования установлен Советом Министров Республики Беларусь (постановление от 29 декабря 2006 г. № 1750 «Об осуществлении инвестиций и размещении средств страховых резервов страховыми организациями»).

Данный порядок определяет перечень объектов инвестиций, в которые страховые организации могут вкладывать средства страховых резервов, а также соотношения (в процентах от суммы страховых резервов), которые страховые организации обязаны соблюдать при вложении средств страховых резервов в объекты инвестиций.

В соответствии с данным порядком ГП «Стравита» инвестирует и размещает страховые резервы в такие финансовые инструменты, как:

– ценные бумаги:

  • государственные ценные бумаги;
  • ценные бумаги Национального банка;
  • ценные бумаги Банка развития и государственных банков, за исключением акций;
  • ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов;
  • ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь, в уставных фондах которых более 50% долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, не являющихся банками, за исключением акций и векселей;

– банковские вклады (депозиты) в государственных банках;

– драгоценные металлы, за исключением их лома и отходов, с размещением их в государственных банках.

Указом гарантируется норма доходности по пенсионным сбережениям в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде (на 7 октября 2021 г. ставка рефинансирования – 9,25%). Кроме этого, предусматривается начисление дополнительной доходности (страхового бонуса) по результатам инвестиционной деятельности ГП «Стравита».

Также на сумму пенсии в месяц повлияет и выбранный работником срок ее получения – 5 либо 10 лет. На данном этапе такой период получения дополнительной пенсии является оптимальным – ее размер более ощутим для человека (при удлинении периода выплаты пенсии размеры накопительных пенсий уменьшаются). При желании работника формировать пожизненную накопительную пенсию это можно сделать в других добровольных программах страхования дополнительной пенсии, предлагаемых страховыми организациями.

Возможные размеры дополнительной накопительной пенсии (если бы Указ уже действовал более 20 лет):

Пример 1.

Работник с зарплатой на уровне средней по стране вступил в новую программу за 3 года до достижения пенсионного возраста. Уплачивал взнос – 5%, еще 3% перечислял его работодатель. В совокупности на накопительную пенсию направлялось 8% заработка работника. Если он выбирает получение дополнительной накопительной пенсии в течение 5 лет после достижения пенсионного возраста, то размер ежемесячной выплаты сегодня был бы около 70 рублей.

Пример 2.

Работник с таким же заработком и тарифом взноса (5%+3%) участвовал в новом страховании начиная с 45 лет до достижения нового пенсионного возраста, то есть мужчина – в течение 18 лет (с 45 до 63 лет), женщина – 13 лет (с 45 до 58 лет). При выборе 5-летнего срока получения дополнительной накопительной пенсии ее размер сегодня ориентировочно составил бы у мужчины – 325 рублей, у женщины – 280 рублей.

С 1 октября 2022 г. работникам, желающим формировать дополнительную накопительную пенсию, необходимо обращаться в ГП «Стравита». Подать заявление и заключить договор можно при личном визите в эту страховую организацию или в электронном виде через ее официальный сайт. О заключении договора и участии в новой программе нужно уведомить работодателя.

Дополнительные взносы работника на накопительную пенсию по его заявлению будут ежемесячно перечисляться самим работодателем.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity