Люди земли Речицкой. Ирина Савицкая. Плюсы и минусы в математике жизни
Источник: Dneprovec.by Фото: из архива Ирины Савицкой
Научный склад ума – это особый взгляд на мир, который распространяется на разные сферы жизни. А когда таким свойством максимально обладает учитель точных наук, его ученикам несказанно повезло. Потому что они имеют прекрасную возможность научиться анализу и способности всему находить подтверждение либо опровержение на базе опытов и экспериментов. Аналитика не собьешь с курса, ведь он очень чётко знает логику происходящих процессов и их возможное развитие. Сегодня у нас в гостях такой особый человек – учитель математики Речицкой районной гимназии Ирина Савицкая.
Очень многие черты характера и предпочтения человека закладываются в глубоком детстве. Мама героини нашего материала Вера Филипповна по первому образованию учитель математики. Потому в их доме всегда было множество математических книг, которые с интересом вначале листала, а потом читала и изучала девочка Ирочка. Другие дети решали головоломки или зачитывались приключенческой литературой. А она коротала свободное время за математикой и вплоть до старших классов не представляла себе, что кому-то это может не нравиться или быть трудным в понимании.
Ирина стала речичанкой в трёхмесячном возрасте. Тогда из Кемеровской области, где она появилась на свет, семья прибыла в наш город. Отец Владимир Борисович Савицкий родом из Сибири, мама – с Брянщины, а в Речицу их позвала судьба. Город в те годы отстраивался, а отец имел техническое образование, был проектировщиком, стал работать в филиале института «Гомельгражданпроект». Мама устроилась в детский сад керамико-трубного завода, потом стала заведующей этим дошкольным учреждением, где через её руки прошло множество благодарных по сей день воспитанников. К слову, Владимир Борисович на протяжении уже многих лет является внештатным автором нашей газеты.
Но вернёмся к жизни Ирины Савицкой. Чем бы ни увлекались её мама с папой, они всегда брали дочку с собой. Ходили в кино, а в советские времена это были французские фильмы с приключениями и романтикой, ещё отправлялись на литературные вечера в библиотеку, где исполнялись романсы под гитару и читались стихи. И всё было интересно девочке.
В школе Ирина училась на отлично, ездила на олимпиады, в 11 классе дошла до республиканского уровня. Сейчас, подготавливая гимназистов к участию в олимпиадах, хорошо понимает процесс с точки зрения и ученика, и учителя.
Окончив среднюю школу № 4 с золотой медалью, решила для себя, что хочет в дальнейшем заниматься математикой как наукой и поступила в Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. Её дипломная работа была представлена на соискание премии Фонда Сороса. Научный руководитель прочил ей защиту диссертации, минуя аспирантуру, рассматривалась возможность остаться на кафедре в университете. Но не сложилось по независящим от девушки причинам.
К тому же в это время уже образовалась новая молодая семья. Ирина вышла замуж за однокурсника Николая Петухова, предсказанного ей гадателем ещё на втором курсе. И по окончании вуза они вместе уехали в Речицу. Девушка отправилась на работу в родную школу № 4, где трудилась на протяжении 15 лет до перехода в районную гимназию, а её супруг, пройдя через много трудовых этапов, ныне работает в должности начальника отдела ПУ «Связьинформсервис» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». В семье родились дочь Анастасия и сын Владимир.
Рассуждая о педагогическом повороте судьбы, Ирина Владимировна убеждена, что это было все-таки предопределено. Не зря с детских лет её по-настоящему волновали повести пера литераторов Лиханова, Алексина, Яковлева, где рассказывалось о жизни школ, детских домов. Ирина Савицкая вспоминает, как, будучи во второй раз мамой, отправлялась гулять со своими детьми во двор и там придумывала для всей местной детворы квесты с поиском клада. А ещё ребята гурьбой решали задачки, в объем, проводили время с пользой.
Поначалу в средней школе № 4 доводилось вести не только уроки математики, информатики, но и преподавать такой необычный предмет как информационная культура. Там дети, к примеру, изучали живопись и при этом учились рисовать в графическом редакторе или создавали на компьютерах лабиринты и увязывали это с мифами Древней Греции. Рассматривали проведение рекламных компаний, учились создавать рекламные плакаты, логотипы и многое другое. В Гомельской области такие уроки тогда были только у двух учителей.
После второго декретного отпуска Ирина Владимировна стала вести уже только математику, занималась классным руководством, много работала с трудными подростками.
И вот летом 2010 года ей поступило предложение преподавать в районной гимназии. Ирина Савицкая дала согласие и трудится в этом учреждении образования по сей день.
На протяжении последних пяти лет команда Речицкой районной гимназии под руководством Ирины Савицкой получает дипломы I или II степени на областном турнире юных математиков.
Ирина Владимировна говорит: «Уверена, что любой ребенок способен одолеть школьную программу. Я не разделяю детей на тех, кому ближе филология или точные науки. Предрасположенность может быть к решению олимпиадных задач, а то, что предусматривает обычная школьная программа, по силам любому ребенку.
Было бы только желание и стремление».
И в помощь учащимся она создала особый проект. Ещё в средней школе
№ 4 Ириной Савицкой был задуман «Интерактивный музей математики». И вот уже на протяжении ряда лет учащиеся Речицкой районной гимназии активно принимают участие в его работе. За это время был собран и систематизирован богатый материал для экспозиций трёх залов музея: «Галерея математиков», «Многогранники» и «Зал открытий». Имеющиеся там артефакты, модели, приборы, объекты помогают иллюстрировать факты, теории и закономерности из мира математики. На базе «Музея» проводятся различные мероприятия – лекции, математические праздники, конкурсы, турниры, игры, мастер-классы, обучающие семинары и тренинги. Эта интерактивная площадка успешно способствует популяризации математики для всех: и увлечённых этой дисциплиной, и испытывающих затруднения при её изучении.
На протяжении последних пяти лет команда Речицкой районной гимназии под руководством Ирины Савицкой получает дипломы I или II степени на областном турнире юных математиков. Чтобы подготовить ребят к участию в этом мероприятии, работают все учителя математики гимназии.
«Дети проводят собственные научные исследования. И мы учим их не просто решать задачи, а отстаивать свою точку зрения», – рассказывает Ирина Владимировна.
У Ирины Савицкой вышли в печати две книги-пособия для педагогов.
Её ученики успешно принимают участие также в областной научно-практической конференции «Поиск», регулярно возвращаясь домой с дипломами. В нынешнем учебном году по результатам республиканского конкурса работ исследовательского характера учащихся дипломом III степени был награждён одиннадцатиклассник Геннадий Родин.
Углубленная подготовка учащихся к олимпиадам по учебным предметам продолжается на протяжении многих лет. Регулярно привозят дипломы с областной олимпиады ученики Ирины Савицкой. Есть и победы на заключительном этапе республиканской олимпиады. Дважды награды получала Анастасия Луговская, и её преподавателю в 2014 году была присуждена премия Гомельского облисполкома за подготовку победителя заключительного этапа республиканской олимпиады по математике.

«Помимо занятий с детьми я очень много работаю с учителями, – делится Ирина Владимировна. – Постоянно читаю лекции в Гомельском областном институте развития образования. Проводила учёбу по подготовке к олимпиадам, к централизованному тестированию для учителей в Хойникском, Буда-Кошелевском, Лоевском районах. Отдел образования привлекает меня к проведению занятий для молодых специалистов. На уровне республики у меня тоже довольно много выступлений, делюсь своим опытом с учителями страны. Несколько раз участвовала в рождественском педагогическом фестивале в Минске. Проводила там мастер-классы, в том числе межпредметные».
У Ирины Савицкой вышли в печати две книги-пособия для педагогов, а также опубликованы четыре статьи в научных журналах, «Настаўніцкай газеце».
На протяжении всего прошлого учебного года героиня нашего материала вместе с двумя коллегами, Светланой Викторовной Евдоченко и Светланой Владимировной Головко, принимала участие в создании единого информационно-образовательного ресурса нашей страны. Учителя полностью подготовили материалы по геометрии 8 класса. В Центре творчества детей и молодежи им была предоставлена необходимая аппаратура, где они самостоятельно записывали и монтировали обучающие видео. Притом ролики отвечали определенным критериям, а именно – во время просмотра ребенок обязательно должен чувствовать свою вовлеченность в процесс. Также педагоги готовили тесты, придумывали задания. Это была поистине масштабная работа.
За свою трудовую деятельность Ирина Савицкая неоднократно получала грамоты и благодарности разного уровня. Так, в прошедшем году она была награждена грамотой Министерства образования Республики Беларусь.
Интересуюсь, бывает ли достаточно свободного времени и чем хочется заняться в такие моменты?
Ирина Владимировна отвечает: «Свободного времени мало. Вечером поужинаем с мужем, и сажусь за проверку тетрадей, составление задач, придумывание материалов к конкурсам, олимпиадам. Когда была возможность, посещала народную театральную студию «Иллюзион». Вообще очень любили всей семьей ходить в театр, кино, путешествовать. Ещё отдушина – чтение. Марина и Сергей Дяченко «Vita Nostra», «Щегол» Донны Тартт – это из последнего прочитанного».
На вопрос, есть ли удовлетворение тем, как складывается судьба, ответ однозначный – да. «Я уверена, что всё в жизни взаимосвязано, – рассуждает Ирина Савицкая. – Что-то у нас в плюсе, а что-то в минусе. Не бывает всё идеально. А складывается у меня всё так, как должно было бы быть, и я этому рада».
Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. dnepr@mail.gomel.by