Общество > Персоналии

1356

10 вопросов собеседнику. Михаил Атрохов о музыке, секретах пения и счастье жить

 +

Когда беседуешь с этим человеком, словно с плеч спадает груз проблем, испаряются тяжелые мысли и как-то само собой вспоминается, что мир может быть ясным и светлым. И, думается, что этот мужчина вполне мог бы быть психотерапевтом, но только необычным – музыкальным. Сегодня у нас в гостях педагог по вокалу, художественный руководитель вокальной группы Modena ДКиТ «Нефтяник» Михаил Атрохов.

Из биографии

Родился Михаил Атрохов в д. Селивоновке Жлобинского района. Переломным годом в его жизни стал 1996-й, когда мальчик в 11-летнем возрасте впервые отправился на оздоровление в Италию. А в 1999 году итальянская семья подарила ему аудиокассету с концерта трёх великих теноров – Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, которую он заслушивал до дыр. И вот парня отвели к итальянскому маэстро, который сказал: «Миша, ты – тенор». Так всё и началось.

По окончании средней школы в 2003 году Михаил стал студентом вокального отделения Гомельского государственного колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского. В 2007 году получил красный диплом и сразу же поступил в Белорусский государственный университет культуры и искусств на заочное отделение, чтобы постигать режиссуру. В этом же году приехал по распределению в Речицу. Вначале два года проработал в отделе культуры. Вокальное мастерство Михаила не осталось незамеченным, после выступления на районных «Дажынках» его пригласили в «Черное золото», а затем предложили создать музыкальный коллектив во Дворце культуры и техники «Нефтяник». Так появилась вокальная группа Modena, названная по имени родного города Лучано Паваротти.

 

1. Михаил, на Ваш взгляд, чем помогает человеку в жизни умение петь: профессионалу и любителю?

– Начнем со стороны профессиональной. Не раз замечал: бывает, то погода не очень, то мысли всякие, ходишь без настроения, а стоит включить Паваротти или другого певца, и это вдохновляет. Начинаешь петь сам – и весь негатив улетучивается, просто забываешь о нем. Когда занимаешься творчеством, ты словно под защитой.

Что касается непрофессионалов, думаю, у них так же. Ко мне приходят на уроки по вокалу дети, взрослые и говорят: «У Вас кабинет релаксации». А здесь такая аура.
И люди уходят счастливыми.

В моём понимании искусство – это то, что делает нас счастливее. Послушали хорошую для вас музыку – и потянуло на совершение добрых поступков, значит, вы занимаетесь искусством. А если наоборот, я считаю, что это упадничество, разрушение. Искусство – это нечто прекрасное, это от Бога.

2. Насколько музыка и само умение играть на музыкальном инструменте оказывают влияние на формирование человека?

– Недаром, наверное, во времена Моцарта, Бетховена у богатых и людей среднего достатка дома были музыкальные инструменты. Кто-то музицировал на домре, на свирели, а у кого-то были средства и на приобретение клавесинов, фортепиано. Люди занимались искусством, потому что это облагораживает.

Я не знаю примеров, чтобы музыкант, прошедший классическую музыкальную школу, вдруг начал творить нехорошие дела. Потому что это воспитание, культура. Когда я поступил в колледж им. Н. Ф. Соколовского и впервые пошел на концерт симфонического оркестра, то подумал, что это какофония. Я это помню. А потом ты в этом варишься, пробуешь играть и начинаешь понимать – вот она, настоящая красота. Так постепенно учишься воспринимать более сложные образцы музыки.

Потому я считаю, когда с детства мы отдаем своих детей в музыкальную школу, эта учеба никогда не пройдет даром. Главное, найти своего педагога. Музыка – это великая сила, особенно, когда вы с детства приобщаете к ней детей. Им нужны либо спорт, либо музыка. Это придает форму. Мой сын спортсмен, уже лет шесть занимается футболом. И я вижу в сравнении с его друзьями, какой он дисциплинированный, серьезный парень.

Когда мы были в Италии с группой Modena, то попали на концерт тяжелого рока. Ребята помнят мою фразу: «Это музыкальное безобразие». Такая музыка очень тяжела для восприятия классическому музыканту. Но опять-таки, если вам после такого концерта хочется совершить нечто прекрасное, то ради Бога!

3. Какую профессию бы выбрали, если бы не начали петь в детстве? Кем
себя видите еще?

– Когда начал изучать итальянский язык, так им увлёкся, что даже хотел стать переводчиком. А ещё с детства я очень любил наблюдать, как самолеты оставляют в небе след. Смотрел и думал: «Вот, он летит в какую-то страну, везет людей». Это было для меня так романтично! Когда бываю в аэропортах, глаз не свожу с самолетов. В аэропорту Милана, я засекал, каждые три минуты взлет-посадка. А в Римском аэропорту мы даже стояли в очереди на взлет.

4. С кем из певцов прошлого и современности хотелось бы выступить вместе? Может быть, с кем-то удавалось?

– Очень многие в мире знают мелодию Caruso («Памяти Карузо»), которую написал великий певец и композитор Лучо Далла. Это был мэтр итальянской музыки, он дружил с Паваротти и пел вместе с ним.

И вот однажды я был приглашен благотворительным фондом «Поможем им жить», с которым сотрудничаю, на конференцию в Италию. По истечении второго дня проходил ужин, где присутствовала итальянская певица Искра Менарини. Она пела для гостей под рояль и скрипку. После её выступления мне предложили спеть вместе с ней. И мы исполнили O sole mio. Друзья делали запись для итальянского радио и потом прислали мне. А я тогда ничего не знал об этой певице. Стал искать информацию и обнаружил, что Искра Менарини практически всю свою творческую жизнь была на бэк-вокале у Лучо Далла. А он пел с Лучано Паваротти в Модене.

Я стал знакомиться с её репертуаром, мне очень понравилось. На фестивале в Сан-Ремо она исполняла песню Лучо Далла Quasi amore («Почти любовь»). Я попросил друзей найти мне телефон певицы. Написал ей, поблагодарил за выступление и попросил фонограмму этой песни (так как её было не найти) для выступления группы Modena. Она её выслала, и вот мы поём эту песню дуэтом. Вот такая получилась связь: я пел с Искрой Менарини, она – с Лучо Далла, а он – с Паваротти. Так я немножко приблизился к великому Лучано Паваротти.

Ну и, конечно же, во времена учебы пели под оркестр с Константином Горошко, солистом Гомельской областной филармонии. Мы с ним хорошие друзья.

5. Что считаете самым главным своим достижением в жизни?

– Может быть, кому-то это покажется странным, но главным достижением в жизни я считаю своих детей. Это великое счастье! Возвращаешься домой уставшим порой после восьми-девяти уроков вокала, и хочется тишины. Но детишки! (Улыбается). Я вообще очень люблю детей.

Карьера, творчество – это все чудесно. Но если понаблюдать за некоторыми известными актерами или певцами, у которых на весах жизни перевесило творчество, как они заканчивают свой путь? Они уходят от нас в одиночестве. Это так обидно. И думаешь, оно того стоило?

6. Что для Вас работа на сцене – в большей мере упорный труд или радость?

– Всё в совокупности. Нельзя сказать, что это радость, но без труда. Или труд без радости. Хотя иногда бывает, когда ты не в голосе, а нужно быть на сцене, это особо не в радость, потому что ты на износе. И ты изо всех сил стараешься сделать всё качественно. Вот тогда это в большей степени труд. А когда ты в голосе, в настроении, то это такая эйфория, просто полет. И есть обмен энергией, эмоциями с залом.

Что греха таить, приходится выступать на банкетах. Когда ты выходишь на сцену, тяжело работать на полноги, взять и включить только половину себя. Ты работаешь весь – эмоционально, физически. А на таких мероприятиях видишь, что тебя, возможно, и слушают. И приходит мысль: может быть, лучше было включить фоновую музыку.

А когда люди на тебя смотрят, и ты понимаешь, что им нравится то, что ты делаешь, это вдохновляет, дает силы, и хочется еще больше отдавать.

Но это всё и утомительно очень, после концерта выходишь с мокрой спиной. Казалось бы, стоишь и просто поешь. А это труд. Преподаватель по вокалу говорил, что двухчасовое пение по физической нагрузке приравнивается к разгрузке вагона угля. Певцы, особенно оперные, порой теряют за спектакль килограммы. А многие и не задумываются об этом, пока не становятся у меня к роялю и не начинают петь.

7. Есть какой-нибудь особый секрет профессионального вокала, которым могли бы поделиться?

– Было время по молодости, когда я эти секреты искал. Думал, что есть какая-то хитринка. А нет её. Есть техника, причём созданная ещё в 19 веке итальянской вокальной школой. Кто ею овладел, тот поёт. И нужно уметь ею пользоваться. Не по шаблону, а с пониманием. К примеру, сегодня голос хорошо звучит, тогда можно дать себе волю, а если не совсем, то так нивелировать исполнение, что публика не поймет, а тебе легче. Но это приходит с опытом. Просто нужно чувствовать свой голос. Есть приемы, но у всех они свои.

Не каждого человека можно научить петь. Голос – это как математика. Ты либо всё понимаешь и, как семечки, щёлкаешь задания, либо сто потов сойдет, пока решишь уравнение. Так и в вокале. Либо в тебе есть зерно от Бога, либо нет. Голос развивается, но есть и рамки, исходя из того, что тебе дано. И здесь ещё важны гены.

Я ведь и не подозревал, что у меня есть какой-то голос. Счастлив был узнать, что я к тому же тенор. А потом оказалось, что мой дядя был певец. Есть даже фото, где он в 60-е годы снят на каком-то конкурсе вместе с Эдитой Пьехой.

А из ничего и не будет ничего, так считаю.

8. Как обстоят дела у вокальной группы Modena?

– Сейчас мы работаем вчетвером: Александр Симцов, Ольга Железняк, Мария Хвостова и я. У нашей семейной четы Юрия и Виолетты Кострома пополнение, поэтому пока не до песен. Но, возможно, уже по осени они вернутся в нашу компанию. Сейчас работаем над новой программой, планируем её на конец мая. Пока обдумываем репертуар. А по осени программа будет посвящена песням из кинофильмов.

Вокальная группа Modena
Вокальная группа Modena
 

Меня порой спрашивают, будут ли у нас программы каждый месяц. Люди просто не понимают объема работы. Ведь хочется выбрать что-то благородное, красивое, а его найти не так уж и легко во всём океане музыки, подобрать что-то подходящее по всем параметрам именно нашей группе. И когда у тебя пять-шесть уроков в день, то не так уж просто потом погружаться во всемирную сеть, чтобы выловить оттуда что-то стоящее.

Но вот нашли, хотим спеть, но нет фонограммы. Заказываешь её, а это отнюдь не бесплатно. Если групповое исполнение, на всех нужно расписать партии. А что ни программа, то 18–20 песен, и зачастую совершенно новая. Мы позволяем себе порой включить и что-то из старого репертуара. Ведь жаль, когда после всей подготовки песня прозвучала всего один-два раза. Потому достаем то, что пелось четыре-пять лет назад, и вкрапляем. Ещё нужно репетировать, а у некоторых по две работы. Это всё очень сложно.

Но когда люди приходят и слушают, нам, безусловно, приятно.

9. О чём мечтаете в жизни?

– Довести дом до ума. Конечно, думаешь и о работе. Но, наверное, с годами начинаешь понимать, что работа – это хорошо, а вот твой дом – твоя крепость, где ты от всего защищен. Для меня это на первом плане. Я стараюсь делать свою работу хорошо. Такой склад характера – либо хорошо, либо никак. Но дом... Пчёлки, 12 сортов винограда (улыбается). Я же вырос в деревне, потому покопаться в земле для меня в радость. Нравится и полоть, и 25 раз в день заглянуть в ульи. Это все очень приятно. Так что, творчество и дом.

10. Вы счастливый человек?

– Очень счастливый. Потому что у меня есть всё для счастья. Я занимаюсь любимым делом, надеюсь, что дарю людям радость. Бог дал мне голос, и так приятно им делиться. Моя семья – супруга Елена, двое замечательных детей Кирилл и Егор, мой дом, хобби. У меня всё есть. Главное, чтобы были здоровье и мир на земле.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. dnepr@mail.gomel.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity