Люди земли Речицкой. Мария Глушак. Дитя войны
Источник: Dneprovec.by Фото: из архива Марии Глушак
Мария Александровна Глушак (Зеленская) – заслуженный педагог, любимый учитель, наставник от Бога. Она учила не только наукам, но и премудростям жизни. Мария сама прошла суровую школу судьбы и все ее экзамены сдала на отлично. Вырастила трех дочерей, внуков, правнуков, а также сотни нравственных, уважаемых людей нашей страны – своих учеников. Главной ценностью для Марии Александровны была и остаётся СЕМЬЯ. Моя собеседница преданно хранит историю своего рода в датах, событиях, судьбах, дополнив её личными заслугами и достижениями.
История семьи
Генеалогическое древо Марии Александровны пускает свои корни в деревне Ветхинь Речицкого района. Несколько столетий назад сюда на поселение приехали Виктория и Якуб Зеленские (её прапрадеды). Их наделили землёй, которой почти не было: вокруг болотистая местность, осока и ольховые деревья, царапающие небо. От небольшой ветхой речушки пошло название деревни. Посмотреть на песчаную землю первопоселенцы ходили в берёзовую рощу, поодаль Ветхиня. А свою «болотянку» осваивали, раз-рабатывали, засаживали.
Семья Зеленских была трудолюбивой. Якуб славился как хороший шорник: делал конскую упряжь. Даже выполнял заказы для кавалерийских войск царской армии. Виктория родила дочь и четверых сыновей, среди которых был Иван – дед Марии Александровны. Парни выросли работящими, женились, отделились. Так в деревне Ветхинь появилась целая улица уважаемого рода Зеленских.
Отец Марии, Александр Иванович (1908 г. р.), окончил школу среднего медицинского работника, получив образование фельдшера воинской медицинской службы. Он очень любил лечебное дело, хотел продолжить науку, но умер отец. Мать Василиса, оставшись с маленькими детьми одна, позвала Александра домой и, вопреки его мечте, погрузила в крестьянский быт.
В 1933 году Александр женился на 16-летней Любови, односельчанке. Девушка была трудолюбивой, с 10 лет пекла хлеб, хорошо пела. Её отчим (Аким Иванович Ярош) не одобрил свадьбу: считал 25-летнего жениха староватым. Однако красавица настояла на своём, и пара поженилась. У них родились дочери Татьяна, Мария (моя собеседница), Вера, Анна, а позже Елена и Людмила.
Война
Марии Александровне было пять лет, когда вражеские войска вошли на нашу землю. Она помнит, как все в деревне плакали, провожая мужчин. Её отца тоже забрали, сначала на учения, позже с санитарными войсками отправили на фронт. Мария с матерью и бабушкой Василисой остались в деревне. Помогал дед Аким.
В один из жарких летних дней по улицам Ветхиня поехали немецкие мотоциклы. Солдаты ходили по подворьям и хватали кур. Помнит Мария, как ей было страшно, как бабушка прижимала её к себе, как плакала мама. В деревне не осталось ни птицы, ни скотины. Начался голод…
В оккупированном Ветхине расселялись немцы. В доме Зеленских, состоящем из двух комнат, жил полковник. Семья с детьми ютилась на печи. У соседей поселился немецкий доктор, который поставил сестрёнке Марии Верочке страшный диагноз –
менингит. Девочка не выжила. Когда местные жители собрались на кладбище на её похоронах, закружил небольшой немецкий самолёт. Словно дождь, посыпались пули. Люди в панике стали кричать и разбегаться. Бабушка Василиса толкнула Марию в могилу… Как она там боялась и плакала, звала на помощь, Мария Александровна вспоминает со слезами на глазах. Люди спаслись, укрываясь в кладбищен-ской зелени…
– Однажды дед Аким сказал, что нужно уходить, иначе здесь умрем от голода, – рассказывает Мария Александровна. – Мама собрала нас и повела в Речицу. Около Адамовки началась сильная бомбёжка. Мы упали в канаву и, полуживые от страха, лежали. Мама скомандовала: «Домой».
После обстрелов их дом был повреждён: разрушена стена, выбиты окна. Дед Аким выкопал блиндаж на три семьи, там Зеленские и зимовали. Над Гомельщиной постоянно горело огненное зарево. Мария с бабушкой Василисой часто всматривались в алое небо. Вдали грохотали снаряды. Бабушка обнимала маленькую Марию и шептала: «Моя внученька, что ж они делают…»
В Ветхине не было спокойно. Немцы вырезали берёзовую рощу, опасаясь партизан. Местный полицай сдавал врагам активистов. Людей возили и расстреливали. Однажды немцы устроили над деревенским парнем публичную казнь. Его зверски мучали и убили. Марию с бабушкой заставили смотреть весь этот ужас. Люди кричали, плакали, но помочь ничем не могли. От пережитого у маленькой Марии пропал сон. Она долго болела и восстанавливалась…
В 1943 году в деревню со стороны Лоева вошла армия генерала Батова. Местные жители радостно встречали освободителей. Мария с бабушкой тоже приветствовали солдат. Один из военных схватил девочку и стал подбрасывать. Он радостно кричал: «Молодцы! Молодцы, что выжили! Мы вас освободили! Идите в хаты и живите!» Он крепко целовал Марию и колол своей бородой…
Зеленские вернулись в дом. Хозяйка Люба села на крылечке, не зная, что делать дальше. Дед Аким привёл спрятанную корову. На ней привезли брёвна, залатали стену. Стало наконец-то тепло.
Отец Марии, Александр Иванович, дошёл до Будапешта. Был ранен и комиссован. Когда мать увидела его в больнице, то потеряла сознание. После продолжительного восстановления Александр окончил Пинское годичное мелиоративное училище. Он объездил всю Беларусь, осушая болота. А в деревне его прозвали Саша-фельдшер, т. к. он лечил людей и животных. Его жена Любовь работала в колхозе.
Мама, я буду настаўнiцай!
В 1944 году Мария пошла в первый класс. Руководство направило в Ветхинь учителей Н. С. Фельдбер, Г. С. Фельдбер и Н. С. Долину, поскольку местных педагогов не было. Ребята занимались «по хатам», рассаживаясь на лавки по десять человек. Тетради делали на уроках труда, сшивая серые листы бумаги. Ими были упакованы посылки из Америки. Самодельные тетрадки разлинеивали в строгом соответствии с эталонной, которая, как и букварь, хранилась у учительницы. Обедали дети горячей похлёбкой – баландой, сваренной на костре.
Победную весну 1945 года Мария провела в больнице. Она тяжело заболела тифом. Наверное, благодаря молитвам бабушки Василисы девочка выжила, но осталась на время без волос и сил. Ходить училась заново. К осени Мария немного восстановилась и вернулась в школу. Учёба давалась ей легко. В пятый класс она пошла в Артуки, это три километра от дома.
– Я вернулась в Ветхинскую школу в шестой класс. Нам дали хорошего директора – Дмитрия Филипповича Руденко. Он прошёл фронт, прекрасно знал математику, любил детей, – вспоминает Мария Александровна. – Завуч Леонид Герасимович Стороженко преподавал историю и географию, а его жена – биологию. Все были преподаватели от Бога! С каким усердием, ответственностью, пониманием они относились к нам! Глядя на учителей, я сказала маме, что буду «настаўнiцай». Родители смеялись, мол, слишком худа я для такой профессии.
Жизнь налаживается
В 1951 году Зеленские справили новоселье. Спустя три года Мария поступила в Гомельский государственный педагогический институт им. Чкалова, который окончила с отличием. Ей предложили остаться на кафедре. Но Марии хотелось домой.
Родная Ветхинская школа радушно приняла свою новую учительницу русского языка и литературы. Из-за недостатка педагогов Мария дополнительно преподавала немецкий язык и была старшей пионервожатой.
Со своим будущим мужем Мария Александровна познакомилась, когда училась в шестом классе. Новый ученик Пётр Глушак взял шефство над классом, а позже и над Марией. Пара поженилась в 1958-м. У них родились Алла, Татьяна и Алёна. Поскольку муж Марии Александровны был хорошим специалистом сельского хозяйства и занимал должности главного агронома, заместителя председателя колхоза, его часто командировали по области. Из-за переездов Марии Александровне приходилось менять сельские школы. Пять лет она работала в Бабичском детском доме. Многие её воспитанники получили высшее образование.
– Возила ребёнка поступать в Ленинград, – рассказывает Мария Александровна. – Нужно было помочь. Ребят направляла в выборе профессии, смотрела на таланты и способности. Кто-то занялся добычей нефти, кто-то медициной, даже художник среди моих воспитанников есть! – вспоминает собеседница.
Роднее всех для Марии Александровны оставалась Ветхинская восьмилетняя школа. Они с мужем вернулись в свою деревню, построили большой кирпичный дом. За безукоризненную работу Марию Александровну наградили медалью «Отличник народного образования».
– Я с Анной Михайловной Романюгой, своей коллегой, вела всю художественную самодеятельность. И сама пела в хоре, танцевала в ансамбле. Мы полностью погружались в любимое дело. Готовили детей на республиканские конкурсы, например, «Красная гвоздика». Когда собирался педсовет, то всегда говорили, что «Вятхiнская школа звiнiць дзiцячымi галасамi», – с трепетом в голосе повествует моя собеседница.
Годами позже Мария Александровна стала директором Ветхинской школы и там трудилась до 1989 года. После её закрытия ездила на работу в Артуки, где была завучем-организатором внеклассной работы. Задача стояла конкретная: школа должна запеть! И Мария Александровна, работая на 1,5 ставки, писала сценарии ко всем мероприятиям. Она их хранит до сих пор.
В сценарии жизни Марии Александровны были и тяжелые времена. Ранняя смерть мужа, в один год потеря родителей, неизлечимая болезнь дочери…
Добрые дни
Будучи на пенсии, пришлось покинуть любимую деревню и переехать к детям в Калинковичи. Марии Александровне скучно не бывает. Долгое время она занималась подготовкой детей к тестированию по русскому языку. Теперь всё своё свободное время проводит с любимыми правнуками Аркадием и Мирочкой. Ради правнучки даже довелось пять лет пожить в Минске.
Мария Александровна, живя в Калинковичах, с песней по жизни объездила всю Беларусь, будучи участницей народного хора «Калина красная» и клуба «Ветеранов-педагогов». Она написала много статей в местную газету. Дважды выигрывала в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Все свои похвальные листы и диплом Лауреата фестиваля «Песня остаётся с человеком» к 90-летию белорусского профессионального союза работников образования и науки хранит с особым трепетом. С такой же бережностью и любовью рассказывает об учениках, учителях и своих родных. Радует, что доброта взаимна. Марию Александровну часто вспоминают коллеги и ученики, приглашают на семейные праздники, оставляют душевные пожелания на ее страничке в интернете.
Валентина Владимировна Бирковская (Кашкар) продолжила дружбу с любимой учительницей и говорит о ней:
– У Марии Александровны есть удивительный дар любви ко всем. К непослушным, отстающим или прилежным ученикам она всегда относилась одинаково: с материнским покровительством и опекой. Ведь многим родителям было не до детских проблем и праздников. А Мария Александровна решала все организационные вопросы своих учеников: возила в город к доктору, шила новогодние костюмы, подтягивала в учёбе.
Порой мы с ней встречаемся и вспоминаем былые времена. Художественная самодеятельность под её руководством была одной из лучших в области: постоянно проходили творческие вечера, КВН, концерты. Помню, как собирали посылки голодающим. На 9 Мая мы с флагами, барабанами маршировали по деревне. Местные жители смотрели на нас и плакали. У братской могилы стоял почётный караул. Патриотическую работу дополняла тимуровская помощь: был организован поиск погибших. Наши ребята блестяще участвовали в областных спортивных соревнованиях. Благодаря Марии Александровне я вспоминаю свои школьные годы с огромной любовью.
Мария Глушак подготовила несколько поколений талантливых, интеллигентных людей, которые стали достойными жителями и хорошими специалистами не только нашей страны, но и зарубежья. Она многим помогла сориентироваться в профессии. На своем жизненном примере научила беречь семейные ценности. И сейчас её поздравляют ученики, искренне желают крепкого здоровья и долгих спокойных лет жизни!