Общество > Персоналии

2659

Десять вопросов собеседнику. Речичанин Александр Симцов о театре, вокале и путешествиях от вулканов до Амстердама

 +

Из биографии

Александр Симцов родился в деревне Ванюки Пермского района Пермского края. Когда ему было три года, семья переехала в Беларусь. Жили в Ровенской Слободе, Жмуровке, Речице. Окончил среднюю школу № 11, затем Московский радиотехнический техникум (при заводе «Ритм») по специальности «электромеханик, наладчик оборудования». Службу в армии нёс в войсках ПВО в Слуцке, был механиком-водителем станции обнаружения и целеуказания. По возвращении домой стал работать в Гомельской дистанции сигнализации и связи РУП «Гомельское отделение БелЖД», окончил Барановичское подразделение Дорожного учебного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Белорусской железной дороги. Трудится электромехаником 6-го разряда.

Фотограф, актёр народной театральной студии «Иллюзион», солист вокальной группы Modena, путешественник.

Жить интересно. Думаю, эти слова как нельзя лучше характеризуют нашего сегодняшнего собеседника, личность разностороннюю и, безусловно, творческую. Натура живая и лёгкая на подъём, прекрасный рассказчик и собеседник, о своих увлечениях в жизни повествует речичанин Александр Симцов.

 

1. Александр, расскажи, пожалуйста, с чего начиналась твоя творческая биография?

– С самого детства я выступал в школе на сцене, участвовал в различных мероприятиях, пел. Очень запомнилась песня «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца!». Тогда испытал свои первые сценические эмоции. А на уроках белорусской литературы педагог делал театральные зарисовки, тогда получилось поучаствовать в театре.

В детские годы мои увлечения были весьма разнообразными: ходил на дзюдо, даже ездил на соревнования, но в итоге это занятие не понравилось. Учился играть на трубе. Кстати, когда поступил в техникум, у меня появился друг, который тоже играл на трубе, позже он уехал в Германию, где мне довелось у него погостить.

Посещал фотокружок – очень нравилось! Однажды я шёл на автобус в Жмуровке и нашёл 75 рублей. По тем временам это были большие деньги. И что, ты думаешь, я купил? Свой первый фотоаппарат «Вилия-авто». А ещё себе часы. И 10 рублей забрала мама. С тех пор я часто менял фотоаппараты, теперь дома у меня целые стеллажи с фотографиями. Конечно, делаю миллион фото в путешествиях.

Я был очень самостоятельным ребёнком. Уже тогда сам ездил в Гомель, покупал там рыбок, разводил их. Любил наблюдать за попугайчиками.

И так случилось, что я увлёкся электроникой, пошёл в радиокружок. Потом заинтересовался аудиотехникой. Начал собирать усилители, динамики, настраивать их. Так и пришёл к музыке: электроника сделала из меня певца! В 10-м классе самостоятельно собрал компьютер, купил запчасти, очень много микросхем, собрал плату, потом настроил его. Собственно, электроникой занимаюсь и по сей день.

2. Как ты попал в театральную студию «Иллюзион»?

– На одном мероприятии познакомился с её руководителем Дмитрием Янчиком, и меня пригласили в «Иллюзион». Там встретился со многими интересными людьми, с тобой. И в 1999 году уже играл в первом спектакле.

3. Что тебе даёт участие в театральных постановках?

– Участие в спектаклях даёт эмоцию, которую ты никогда и нигде в жизни не испытаешь. К примеру, это возможность оказаться в роли бедного художника Пиросмани, одиночки, которого никто не признавал при жизни. Или испытать чувства самоубийцы, который любит женщину. Последний спектакль «Борщ в четыре руки» раскрывал социальный аспект: человек счастлив, когда он не один. Играл я и боевого офицера-разведчика. Не раз читал со сцены, например, «Что движет солнце и светила» Эдуарда Гольдернесса, про лётчика Гийома Антуана де Сент-Экзюпери. Очень понравилось потрясающее произведение Лескова про медведя. В «Мёртвых душах» Гоголя играл Антона Павловича Яичницу.

Александр Симцов в роли Пиросмани
Александр Симцов в роли Пиросмани

Но есть роли, которые точно не мои. Например, легкие, комические. Они мне не идут. Мне больше нравятся те, в которых раскрывается глубинная часть человека, подсознание, нечто тайное и сокровенное.

Больших спектаклей у меня больше десятка. Ведь на такую работу порой уходит и целый год. Плюс участие в небольших постановках, новогодних сказках.

4. Поделись секретом: как запоминаешь большие тексты?

– У меня, наверное, хорошая эмоциональная память. Сначала я всегда, конечно, вчитываюсь. Много раз. А потом начинаю всё это в себе варить: в голове, в сердце. Потом выхожу на сцену и начинаю вживаться в образ, стараться жить жизнью этого человека. Чувствовать то, что он чувствовал. Стремиться пережить, пропустить через себя.

Я – Близнецы по гороскопу и во всем ищу разнообразия. Все мои путешествия – это порывы, движения души. Ты хочешь объять как можно больше. Так и в театральном творчестве.

5. Каким был твой путь к музыке и пению?

– Я слушал музыку: от heavy metal до классической. Настолько я здесь всеяден. Могу с удовольствием слушать Чайковского и Удо Диркшнайдера. Причем среди моих любимых композиторов Шнитке, Стравинский, Чайковский, Прокофьев, Скрябин, Вагнер, из исполнителей – итальянские теноры.

И вот когда ощутил желание петь, пошёл в народный хор «Речицкие зори» в ДКиТ «Нефтяник». Там начинал, но хотелось чего-то большего. Так попал на уроки вокала к Михаилу Атрохову.

Сразу обратился к произведениям из репертуара Фёдора Шаляпина. Его пение меня настолько потрясало! Такая огромная широта души! Я его чувствую, хоть я и не бас.

Потом Михаил начал создавать вокальный коллектив, в 2009 году родилась Modena, он пригласил туда и меня. И вот тут одно дело, когда занимаешься сам, я же не профессионал, а другое – работать в группе. Такие выступления – тоже своего рода развитие, хорошо тренируется музыкальная память. Нотную грамоту я не изучал, хотя когда-то хотелось купить фортепиано, заниматься. Но всего в жизни не объять. А чувства, когда поёшь на сцене, тоже особенные, как и во время актёрской работы.

С группой Modena побывали в Италии, дали там ряд концертов, выступали на площадях. От этой поездки остались самые тёплые впечатления: радушный приём, добрые отзывчивые люди. Итальянцы очень интересные, темпераментные. У них своя специфика жизни, кстати, дома всегда порядок. А больше всего поразило в Италии то, как они танцуют. Выстраиваются рядами, как на зарядке, и синхронно повторяют движения под музыку. Такое ощущение, что этим они занимаются с детства.

К слову, я ходил одно время и на бальные танцы. Мне было это интересно – растяжки, движения, – но оказалось не совсем близко. Хотя это тоже своего рода искусство владения собой, своим телом.

6. Давай поговорим о твоих путешествиях. Какое из них было самым дальним и запоминающимся?

– Это Камчатка, где я побывал в июле 2013 года. Знакомые предложили: «Хочешь на Камчатку? Там квартира есть». Что за вопрос? Конечно, хочу! Там люди в основном летом уезжают на материк, жильё пустует. Летел самолётом из Москвы в Елизово часов девять. Первое впечатление: Камчатка – это такой Советский Союз 80-х годов. Даже автобус от аэропорта был какой-то ПАЗик. Устроился в Елизово, пошёл гулять по городу. Вышел на пирс, там стоит лодка. Говорю: «Ребята, можно с вами?» А с собой, кроме фотоаппарата, ничего нет. Они мне: «Поехали!» Погода была терпимая, но большие волны: меня измотала морская болезнь. Так три дня мы ловили рыбу. И это было фантастическое путешествие! Как-то утром услышал в кустах на берегу рёв медведя, и я реально почувствовал, что такое «кровь стынет в жилах». Там впервые в жизни повстречался с касатками, увидел пингвинов.

 

Вернулся, отдохнул, собрал вещи и направился к вулканам. Сколько мог, подъехал на автобусе, дальше пошёл пешком, как оказалось, опрометчиво: до вулканов было ещё километров 60. А место безлюдное. Шёл по кустам и встретил человека, который сразу задал вопрос: «Ты что тут делаешь? Здесь медведи ходят». И показал мне устройство – отпугиватель медведей. Ночевал я на берегу реки в палатке, неподалёку от какой-то деревеньки. Благо медведей не было. А потом вышел на дорогу ловить попутку. Стоял два часа, и в итоге так повезло! Подъехал внедорожник: ребята тоже направлялись к вулканам, взяли меня с собой, и с ними я провёл весь свой отпуск. Мы поднимались на Вилючинский, Горелый и Авачинский вулканы. Это незабываемо! Был случай: остановились на одной турбазе, разбили палатку, отлучились по делам. Возвращаемся, а нам рассказывают, что приходил медведь и утащил сумку! Ещё в одиночку ходил на Голубые озера. Вода там была – просто восторг! Настолько изумрудная, чистая. Искупался, хотя и была холодная. От этой воды как будто заряжаешься какой-то энергетикой.

7. Где ещё довелось побывать?

– Одно из первых путешествий было на Байкал. Там в поселке Култук на берегу озера живёт сестра коллеги. Поехал с другом. Ходили с ним в тайгу, брали шишку. Ездили в Иволгинский дацан, в Улан-Удэ видели памятник – огромную монументальную голову Ленина, самую большую в мире. Путешествовали по Кругобайкальской железной дороге, она идёт по хребту вдоль озера Байкал, над пропастью. По ней мы заехали в Иркутск. Купались в Байкале. Это можно было только с костром: холодно и вода ледяная. Но очень мягкая, как и в Грузии, где я был в Тбилиси и пригороде. Там хотелось посмотреть на старый город. Наблюдал грузинскую свадьбу, в ресторане попробовал разные национальные блюда. Посетил театр, концерт. Прокатился на колесе обозрения, побывал в царских банях. Ездил в монастыри, видел места, где жили отшельники.

Алтайский край я вообще проехал вдоль и поперек. Был на Телецком озере, на Кучерлинских озёрах, на Чамале. Приезжал по несколько раз, например, на ту же Белуху. Когда путешествую, всегда посещаю какие-то места, где можно познакомиться с культурой. Так, на Алтае я побывал в поселке Мульта, где живут староверы. Слушал там концерт горлового пения, его давал приезжий музыкант. Это было потрясающе! Вообще, если бы меня спросили: «Где ты хочешь жить?», я, наверное, поехал бы в Мульту. Во-первых, посёлок рядом с горами, а во-вторых, там люди особенные.

В горы я еду за романтикой. А ещё, когда ты там идёшь, ты работаешь, дышишь горным воздухом, переходишь через перевалы, борешься. Больше всего получаю удовольствие, когда после дня ходьбы вечером падаю в палатке и расслабляюсь. Один раз я прошёл за день 40 километров по горам. Шёл быстро, причем в резиновых сапогах. Когда период дождей, там очень много грязи. И то, что люди за два дня преодолевали, я тогда за день проходил. Мне это нравилось.

Ещё бывал у родственников на Урале, ездил в Санкт-Петербург, посещал там Русский музей, храмы, концерты. Был в Калининграде, люблю Браславские озера. Паломником путешествовал по святым местам, ездил в Сергиев Посад, Оптинскую Пустынь, был в Свято-Никольском мужском монастыре под Гомелем.

8. Ты говорил, что побывал в гостях у друга в Германии. Ездил ли ещё в какие-то страны?

– Вместе с другом дважды мы путешествовали на машине по Германии, Голландии, Бельгии. Из впечатлений: там всё настолько самодостаточно, всё уже сделано, люди живут, не зная забот и хлопот. Взять город Лёвен в Бельгии. Приезжаешь туда, как в сказку. Это тихий, спокойный городок наподобие Речицы. И город, и пригород как картинки. Не за что нашему глазу зацепиться. Всё красиво, отстроено, ухожено. Как будто жизнь остановилась. И я подумал: «Да, здесь хорошо, но я здесь жить не смог бы. Не моё». Такая пресыщенность там, как будто уже люди всего достигли и некуда двигаться. Туда можно приезжать на время, но я не знал, что там делать. Кстати, и когда был в Германии, тоже ловил себя на мысли, что не смог бы там жить. Мне скучно.

В перспективе – поездки в Австрию и Швейцарию, куда приглашает брат.

9. Думаю, можно не спрашивать, полетел бы ты в экспедицию на Марс. Наверняка да?

– А вот тут ты не права, на Марс не полетел бы. Потому что человек – существо земное. Столько лет на это тратить, даже если в анабиозе, – нет уж. Понимаешь, человек ещё на Земле не навёл порядок, зачем ему Марс? Ещё на Венеру бы предложила – это интересно, там жизнь кипит (смеётся).

10. Если бы дали выбор: попасть в прошлое или будущее. Куда бы отправился?

 – В будущее. Мне моё прошлое точно неинтересно, потому что я там уже был и всё это прошёл. Было не очень легко, много своих испытаний. Заметь, живёшь, годы проходят, а Света на Земле не становится больше. Думаю, что только в далёком будущем человек станет по-настоящему внутренне свободным. Сейчас это могут только подвижники и святые. Хотя я ни в коем случае не считаю себя несчастным. Я прекрасно живу в мире, который построил сам. Наверное, Близнецам свойственно создавать мир, в котором им комфортно. Как и каждому человеку, впрочем.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. dnepr@mail.gomel.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity