Речичанка Анастасия Гриневич: «Я не помню себя, когда бы я не рисовала…»
Источник: Dneprovec.by Фото: предоставлено героем материала
Анастасия Гриневич работает в диспетчерской РОЧС, принимает звонки по номеру 101. Уже одно это достойно величайшего уважения. Такую непростую работу она сочетает с ролью жены и матери двух детей, а еще самобытной оригинальной художницы, которая организовала первую в жизни выставку в тридцать четыре года.

В любой компании, в любом коллективе есть люди, которые выделяются среди прочих в хорошем смысле. Слесарь, который поет романсы. Учитель английского, которая имеет черный пояс по карате. Нефтяник, который потрясающе катается на лыжах. Те, кто не замкнулся в профессии, не потерял вкус к жизни, не предал детские мечты и продолжает делать то, что любит, порой без всякой надежды на какие-то материальные или социальные выгоды. Но часто бывает, что упорство и преданность вознаграждаются, и всё в жизни начинает складываться…
Детская мечта
– Первое мое детское воспоминание связано с газетой «Дняпровец». Одна из моих любимых бабушек Надя работала в редакции давным-давно. И приносила мне оттуда большие листы бумаги, тонкой, газетной, на которых я рисовала, разложив их на полу. И дальше это увлечение не покидало меня всю жизнь.
Выросла я в Бронном, училась там в школе, а в Речице ходила в художественную школу с 2003 года, потом – в Школу искусств. Наверное, никогда бы не занялась рисованием всерьез, если бы не случай, благодаря которому я в 2000 году ездила в Шотландию в семью по чернобыльской программе оздоровления детей. Среди множества других интересностей нас отвели на экскурсию в местную художественную школу, и один из преподавателей что-то во мне рассмотрел, так что даже через переводчика попросил передать моей маме, что у меня есть способности и нужно их развивать. Это событие можно считать знаковым в моей жизни, потому что, проживая в деревне, я, в принципе, не знала, что в Речице есть какая-то «художка», да и в моем окружении никто там не учился.

Без рисования я жизни своей не представляла и потому поступать решила в Гомельское художественное училище. Поступила, однако до бесплатного чуть-чуть не хватило, я была первая сверху среди платников в списке. Цены на обучение высокие, общежития не предоставляли. Тянуть с родителей деньги я не посчитала возможным и стала искать работу.
Особая работа
С 2007 года я работаю в разных структурах Министерства по чрезвычайным ситуациям. Сначала – в ПАСО № 3, сейчас – в РОЧС диспетчером. Почему МЧС? Потому что у нас, можно сказать, трудовая династия: мама трудится в этой сфере бухгалтером, братья – спасателями-пожарными.
Работа по графику сутки через двое, самое сложное – это, конечно, взаимодействие с людьми. Не всегда наши граждане понимают сферу ответственности спасателей, нередко звонят по каким-то личным, бытовым надобностям. А ведь в это время кому-то действительно может угрожать смертельная опасность. Приходилось сталкиваться и с грубостью, хамством. Тем не менее дело, которое я делаю в РОЧС, безусловно нужное, важное и необходимое людям.
Стараюсь вести себя максимально корректно, сохранять спокойствие, профессионально и оперативно реагировать на все сообщения.
Из плюсов у нас отличный коллектив, да и график позволяет мне уделить время семье и творчеству. А еще имеется неплохая спортивная база, я стараюсь регулярно уделять время бегу и спорту в целом.
Когда сама жизнь помогает
– Серия работ, которую я делаю сейчас, изначально была предназначена для того, чтобы номинировать их на участие в одной из известных художественных выставок Минска – «Осенний салон», которая пройдет, что логично, осенью. Однако я с большой радостью представила на суд публике свои работы и в одном из наших речицких заведений – кафе «Шеф», чтобы дать возможность и землякам увидеть мои картины, и самой получить бесценный отклик от зрителя.

Почему я снова взялась за кисти и краски и стала рисовать? Потому что мне недавно исполнилось 34 года, и я задумалась, что же я делаю именно для себя? Что я принесла в этот мир? Да, я очень люблю свою семью, своих детей, но хочется чего-то еще – своего, личного, такого, что могу сделать только я.
Так что я решила выделять искусству как можно больше времени. Муж у меня работает вахтами и, когда он дома, с пониманием относится к тому, что свои свободные от дежурства сутки я иногда могу почти полностью потратить на живопись.
Иногда бывают дни, когда кажется, что вся жизнь против тебя: ногу подвернешь, обольешься, телефон дома забудешь… А бывают периоды, когда кажется, что Бог или Вселенная – какие-то высшие силы решили тебя поддержать. Когда я решила после долгого перерыва снова заняться живописью, так и получилось.
Сначала я по просьбе коллеги нарисовала для ее дочки плакат на мероприятие, и в знак благодарности она подарила мне целый чемоданчик с художественными принадлежностями, доставшийся ей в наследство от старого мастера-живописца, ныне покойного, – довольно вовремя, не находите? Холсты, краски – всё это удовольствие недешевое, а тут такой подарок!
А во время работы над серией картин для выставки я порвала связки, мне наложили гипс. Кажется, ну какие в этом могут быть плюсы? Больничный! И руки-то у меня целые, рисовать-то я могу. Ничего не мешает заниматься картинами. Да и близкие поддержали, например, свекровь забрала детей на каникулы. Нашлась и знакомая, которая готова была помочь с организацией выставки, а потом со мной связались вы – «Дняпровец» – и предложили написать статью. Просто фантастика! Кажется, на данном этапе своей жизни я иду в правильную сторону, верно?
Искусство или ремесло?
– Эта серия картин о человеческих эмоциях, о психологии. Сразу я не могла признаться себе, что на самом деле рисую свои состояния души, даже делала портреты без зрачков: мне некомфортно было, когда созданные мной персонажи смотрели на меня, заставляли примерять на себя эти переживания и чувства. Но постепенно, в том числе благодаря работе с психологом, я поняла, что полотна эти – отчасти проработка моих собственных ранее запрещенных, табуированных чувств и эмоций.

Работаю я маслом и акрилом на холстах. Иногда мне хочется придать картине объем, и я делаю это при помощи текстурной пасты, она по структуре похожа на резину и намертво крепится к холсту.
Стоит признать: сам процесс изготовления картины трудоемкий и затратный в материальном и физическом планах. Выбрать правильный холст, купить или изготовить подрамник, проклеить, прогрунтовать – это то, о чем люди обычно не думают, когда представляют себе художников. В красивом берете перед мольбертом? Нет, я работаю в своей квартире, у меня есть кусочек комнаты, обустроенный под мастерскую, а холсты и рамы клепаю на кухне!
Моя фамилия по мужу Гриневич, а Лобусь – девичья. Ее я использую как творческий псевдоним, подписываю картины – Анастасия Лобусь. Мне очень нравится режим, в котором я сейчас работаю, и останавливаться, сбавлять темп не хочется.
Выставка в Речице прошла с успехом, и – я надеюсь! – мои работы возьмут на «Осенний салон», но и после этого ничего не закончится. У меня есть идея для следующей серии картин, озвучивать ее я пока не буду: боюсь спугнуть, передумать.
Если будут поступать заказы на написание картины, почему нет? Я считаю довольно инфантильной позицию в стиле «я рисую только по вдохновению». Если есть идея, если картина начата и ты назвал себя художником, будь добр закончить ее в срок.

Еще один стереотип, с которым я решила бороться, – это о творческих людях, которые обязательно что-то должны употреблять и вести разгульный образ жизни. Абсолютно с этим не согласна: я не курю, не пью алкоголь, стараюсь вести здоровый образ жизни и очень дорожу своей семьей. Один из лучших художников-анатомистов России, Александр Рыжкин, сказал: «Когда твой мозг ничем не поврежден, тогда ты и можешь творить по-настоящему!»
Приятно видеть, что мое увлечение не вызвало отторжение у моих детей. Более того, старшая дочка рисует, собирается поступать в художественную школу. Конечно, я вряд ли стану для нее наставником: всё-таки мама и учитель – это разные роли, но общее увлечение у нас уже есть, и это здорово. Младший сын увлекается велоспортом, ходит в секцию, и я совершенно не собираюсь навязывать ему какие-то свои предпочтения, развиваться можно в любых направлениях, главное – чтобы дело было по душе!
Я очень рада, что спустя время вернулась к своей детской мечте, снова стала заниматься тем, к чему у меня лежит душа. Тридцать пять лет, сорок или шестьдесят – не имеет никакого значения. Взять в руки кисти и краски или резец для работы с деревом или открыть Word на компьютере, чтобы попробовать снова писать стихи, никогда не поздно!