Общество

1303

Речицкие спасатели крупным планом. Дежурная служба МЧС и ПАСО № 3

 +

«Дежурная служба МЧС, чем вам помочь?»

Анастасия ГРИНЕВИЧ, диспетчер Центра оперативного управления РОЧС. В 2007 году пришла в ПАСО № 3, после декретного отпуска в 2017 попала на стажировку в службу «101» в РОЧС.

 

– Это было очень страшно! Если ПАСО № 3 работает в основном на объектах «Белоруснефти» и звонков не так много, то на Центр оперативного управления РОЧС звонят круглосуточно по поводу и без. И чаще на эмоциях со словами: «Спасите, помогите!», – делится Анастасия.

«Алло, Настена, привет, здесь машина горит»

– В общем, я дико боялась, первое время руки тряслись. Когда мне доверили принять первый звонок, была почти паника. И по иронии судьбы этот самый звонок поступил от моего бывшего командира отделения в ПАСО № 3! Не знаю, как он узнал меня по голосу, но когда на мое неуверенное: «Дежурная служба МЧС, чем вам помочь?» услышала: «Настена, привет, здесь машина горит, пиши адрес», я впала в стресс еще больше, потому что не могла понять, кто это и что происходит. В общем, после стажировки я перешла на «101», и мне там дико понравилось.

МЧС помогает во всех случаях. За исключением котиков

– Часто вам звонят по необычным поводам?

– Да, нам загадки еще те задают. Не так давно обратилась жительница России и попросила помочь найти родственницу – та должна была рожать в Беларуси, но перестала выходить на связь. Я обратилась в несколько родильных отделений, нашла девушку, передала данные родным.

– То есть МЧС помогает даже в таких случаях?

– МЧС помогает в любых случаях! – отрезает Анастасия, а потом улыбается, – за исключением котиков.

– А чем котики не угодили?

– Это наша больная тема. Стабильно раз в неделю просят снять какого-нибудь непутевого котика с дерева. Но мы уже сотню раз объясняли: на город и район всего одна лестница. И если мы будем снимать котика, а в это время случится пожар в многоэтажке, могут погибнуть люди, так как не дождутся помощи. Ведь это не одна секунда: пока выставятся лапы, пока лестница поднимается, пока всё свернется… Там человеческие жизни, и огонь никого не ждет. А котики рано или поздно сами спускаются.

Запросы, с которыми тоже звонят в МЧС:

  •  лиса забежала во двор, покусала кур, что делать?
  •  в воде нашли мертвую корову,
  •  человек на грани суицида, но решил обратиться за помощью,
  •  нужно покосить траву или почистить снег,
  •  хотят одолжить оружие для отстрела змей,
  •  соседи готовят шашлыки, дым мешает, потушите,
  •  решили проверить, ответят ли в Беларуси по номеру 911,
  •  попугай за 5 000 долларов вылетел в окно, помогите поймать,
  •  можно ли заказать вертолет, ну хоть какой-нибудь, пожалуйста, очень нужно.

От слов диспетчера зависят жизни

– Сколько звонков в среднем поступает в день?

– По-разному, но по последней статистике, например, 3 000 звонков за 10 дней, но это все, в том числе и внутренние. Но тысячи две точно будет.

– В какое время суток чаще звонят?

– Нет какой-то закономерности. Но вот если звонок о пожаре на рассвете, скорее всего, там будут жертвы. Как правило, утром звонят по ночным пожарам, и понятно, что там за ночь уже много чего могло произойти… От таких звонов всегда сердце не на месте.

Вообще, я до сих пор не могу относиться к этому, только как работе. Особенно с учетом того, что когда гибнут люди, мы должны отсматривать снятый на месте материал для отчета: как сработали все звенья службы, и можно ли было предотвратить гибель. И чего там только не насмотришься… Иногда по две недели отходишь. Не представляю, как ребята с этим справляются.

По сути, очень многое зависит от того, как диспетчер примет сообщение, насколько точно узнает адрес, наличие людей в беде, степень угрозы их жизням. Чем больше информации, тем четче сработают спасатели на месте. Есть случаи по стране, что из-за неправильно сработавшего диспетчера гибли люди. Поэтому на смене мы должны быть максимально внимательными и собранными. Но и надо понимать, что те, кто звонят в МЧС, часто в панике, могут бросить трубку или растеряться и не суметь точно описать, что произошло. Наша задача разговорить и всё-таки выяснить всё, что можно.

– Помогает ли навык общения с людьми в жизни?

– Да, больше уступаешь, не вступаешь в конфликты, умеешь договариваться, если конфликт все-таки случился. Потому что нас иногда и матерят, и проклинают: почему техника еще не приехала, или еще что-то, переходят на личности. В одном случае даже пришлось обратиться в милицию, потому что человек звонил несколько раз с обвинениями, не давал работать.

Очень обескураживает, когда балуются дети: позвонил ребенок, сказал, что у них дома пожар, он один с бабушкой, назвал адрес. Дома, который он назвал, не существует, но на улицу мы все равно отправили спасателей и проверили сообщение – мало ли, ребенок в панике не сообразил. Вот это очень больная тема, потому что каждый звонок для нас – это чья-то беда, с которой мы должны помочь справиться. И мы делаем всё для этого по максимуму. Поэтому обращаюсь к родителям: объясняйте детям, какие последствия могут быть у смешной, на их взгляд, шутки. Ну, и сами взрослые: если ваша ситуация не экстренная, подумайте несколько раз перед тем, как набрать 101 – бывает, звонят просто от скуки, но мы не имеем права класть трубку и должны разобраться, есть ли угроза жизни. А в это время кому-то другому наша помощь будет жизненно необходима.

 

В объективе – ПАСО № 3

Василий ЛУШПА, помощник начальника ПАСО № 3 по материально-техническому снабжению.

В 1989 году был призван в армию, почти год находился в учебке на Тихоокеанском флоте на острове Русский. После был направлен во Вьетнам на военную базу на побережье. Служил поваром, говорит, запомнилось, что продукты в основном присылали со всех стран СССР, но фрукты были местные и очень много. Когда Союз распался, базу постепенно расформировали.

Вернувшись в Речицу, поработал в разных организациях, в пожарную службу – в ПАСЧ №1 в Молчанах – пришел в декабре 1994-м года. В 1999 с пожарного был повышен до старшего пожарного. В 2009 году назначен на текущую должность. В первое время немного тосковал по выездам, которые заменила, по сути, офисная работа. Но быстро втянулся.

Женат, двое детей: дочке Полине 14, сыну Никите 25 – парень отучился в БГУИР, получал президентскую стипендию, теперь оканчивает аспирантуру.


Олег МУСТАФАЕВ, начальник караула ПАСЧ № 2 ПАСО № 3

Учился в Суворовском училище, отслужил в армии. В 2006 году пришел в ПАСЧ № 2 в РОЧС водителем, был старшим пожарным, командиром отделения, начальником поста, теперь, как сам говорит, дослужился до офицерской должности. Учился заочно в институте МЧС с 2008 до 2013 года. В 2011-м перешел из РОЧС в ПАСО № 3.

Рассказывает, что часто приходится выезжать на тушение возгораний в экосистемах. В некоторые места добраться сложно, машины застревают, но спасателей ничего не останавливает: они прокладывают рукава, а если нужно, то и ведрами носят воду. Тушат любыми доступными средствами, хоть ветками, пока огонь не будет ликвидирован.

Помимо работы, много сил и времени посвящает своему музыкальному увлечению: в 2008 году стал одним из создателей ВИА «Каскад», на сегодня выпущено уже три альбома на пожарную тематику. У коллектива множество наград и побед на конкурсах. Олег Геннадьевич солист, играет на гитаре, сам пишет слова и музыку.

Вместе с женой воспитывают двоих сыновей: старшему Никите 17 лет, младшему Матвею – 11. С супругой Мариной Валерьевной познакомился в Озерщине, откуда родом, когда ему было 10 лет. Через годы молодые люди встретились и почти сразу же поженились.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity