Чем живет Речицкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. На первом плане – здоровье воспитанников
Источник: Dneprovec.by Фото: с сайта Речицкого дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития
Более 120 молодых людей находятся сегодня в стенах Речицкого дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. Здесь на должном уровне обеспечивается приспособление воспитанников к новым условиям жизни. Огромна роль медицинской реабилитации с целью эффективного и раннего возвращения больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам общества.

Ответственна, продумана и системна работа врача-невролога дома-интерната Ирины Вячеславовны Дергачевой. Свой многолетний опыт она щедро передает подчиненным. Смогла создать небольшой, но крайне трудолюбивый коллектив единомышленников из медработников-специалистов среднего звена.
В то же время каждый из медиков, учителей и воспитателей дома-интерната отчетливо понимает: восстановить бытовые возможности, способности к передвижению и самообслуживанию, предупредить развитие патологических процессов воспитанников возможно лишь при условии грамотного применения знаний и умений всех и каждого, кто так либо иначе причастен к процессу лечения и воспитания.
С первых дней пребывания ребенка в доме-интернате он убеждается: здесь ему стремятся создать максимально комфортные и доброжелательные условия, оказывают всесторонние помощь и поддержку. Особенно на первых порах адаптации.
С целью совершенствования процесса лечения, образования и воспитания детей медики тесно сотрудничают с учителями и воспитателями, консультируя их в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Как результат, выработалось понимание, что основа образовательного и воспитательного процесса с детьми – коррекционно-развивающая направленность при строгом соблюдении здоровье обеспечивающих технологий как на уроках, так и во внеклассной работе.
В зависимости от степени дефекта психической функции и физического состояния воспитанника и строится индивидуальная программа работы. На каждого поступившего в дом-интернат заполняется индивидуальная медицинская карточка с указанием имеющихся болезней, а также методов и путей их лечения.
В качестве положительного примера названной работы можно смело называть учителя Инну Едисеевну Завадскую. Залог ее успеха – системное планирование, рациональная организация урока при разумном использовании каждой минуты. Плюс внедрение разнообразных способов и приемов обучения, опирающихся на активную деятельность подопечного, насыщенность каждого урока практическими заданиями.
Учитель Светлана Михайловна Бобко уверена: наиболее эффективным обучением является телесно-ориентированное. Это когда коммуникация с ребенком проходит через прикосновения. Воспитанник не всегда сразу включается в совместную деятельность, но педагог ищет и должен найти стимулы, побуждающие ребенка быть активным.
Здоровье сберегающие технологии в своей коррекционно-педагогической работе активно использует учитель-дефектолог Марина Ивановна Глушко. Занятия она проводит в форме игр, экспериментов, создания проблемных ситуаций, использует задания поиска, выставки, презентации. И это при убеждении: игра для ребенка – естественная и желаемая потребность.
Если воспитанники с помощью медиков поправляют свое здоровье, пусть и незначительно, то это вызывает общую радость. А зримые успехи действительно случаются. Так, несколько лет назад в дом-интернат поступила воспитанница Екатерина с тяжелой формой эпилепсии, с приступами настолько частыми, что нередко приходилось обращаться к районной скорой помощи.
С помощью грамотной нагрузки психолога, дозированной физической подготовки определились скромные успехи, давшие надежду на обращение в Республиканский центр психического здоровья. Екатерина оказалась в стационаре этого учреждения, где после лечения ее поставили на ноги. Екатерина восстановлена в дееспособности, получила жилье и трудоустроена. В этом – общая победа всего коллектива дома-интерната.
С чувством глубокой ответственности, материнской любви к воспитанникам проводит занятия базальной стимуляции воспитатель Оксана Викторовна Потоцкая. Когда наблюдаешь за ее работой, то создается впечатление, что она занимается с родным ребенком, ибо вкладывает столько теплоты и доброты, что дети тянутся к ней, как к родной матери. И так каждый день.
Высокопрофессиональным и инициативным специалистом зарекомендовала себя медицинская сестра Лариса Павловна Шульга. Являясь заведующей кабинетом физиотерапии, она в совершенстве владеет оборудованием. Тем не менее постоянно пополняет знания путем самообразования. Дети с радостью идут к ней в кабинет на процедуры, ибо уверены: их встретит добросердечная и улыбающаяся медсестра.
Важное место в лечении и восстановлении здоровья проживающих в доме-интернате отводится адаптационной физкультуре. Данную работу возглавляет и организовывает опытнейший и высокопрофессиональный специалист с сорокалетним стажем Тамара Александровна Победенко. Свидетельством ее плодотворной деятельности являются уверенные победы воспитанников на районных, областных и республиканских соревнованиях, а также на Паралимпийских играх в Риме.
Особой популярностью в доме-интернате пользуется массажный кабинет, хозяйка которого – опытнейшая и трудолюбивая медсестра Мария Леонтьевна Телеш. Являясь человеком добрейшей души, с улыбкой на лице встречает каждого посетителя своего кабинета и, проводя процедуры массажа, ведет заинтересованный разговор с подопечным. Это настраивает воспитанника дома-интерната на позитивный результат лечения. Понимая, что массаж показан всем детям, Мария Леонтьевна разнообразит метод его проведения в зависимости от характера и болезни ребенка. В результате ее подопечные становились победителями республиканских соревнований в спортивных дисциплинах, в танцах, танцах в колясках.
Особого внимания заслуживает опыт воспитателей Натальи Александровны Сорончук и Гульнары Нармометовны Артаниновой, которые умело вовлекают воспитанников в конкретно-созидательный труд по оформлению зрительного зала, холлов дома-интерната, костюмов художественной самодеятельности, изготовлению различных украшений.
Сложно переоценить работу воспитателя Светланы Васильевны Сурты. Она поддерживает тесный контакт с родителями своих воспитанников, сообщает им обо всех успехах их детей, дает советы и рекомендации по развитию и воспитанию, ибо данный процесс должен носить системный характер.
Работа воспитателя Елены Михайловны Скобловой во многом связана с больными детьми, требующими особого внимания как в процессе лечения, так и в повседневной жизни по причине заболеваний нервной системы.
Практически во всем комплексе дома-интерната своевременно проведен капитальный ремонт. Всем его воспитанникам созданы комфортные условия проживания и лечения.
Приятно взглянуть на дворовую территорию, особенно в летний период.
По-настоящему красочным оказалось оформление жилого комплекса, кабинетов и учебных классов к новогодним праздникам. Данная работа проводилась силами всех сотрудников учреждения и большинства его воспитанников.
Подарки дети получили и от депутата Палаты представителей Национального собрания Беларуси Сергея Стельмашка. Накануне новогодних праздников школу-интернат он посетил вместе с заместителем начальника НГДУ «Речицанефть» Сергеем Зайцевым.
Словом, Речицкий дом-интернат живет в реалиях повседневной заботы и поддержки.