Еще раз о новшествах в любительском семеноводстве. Думая о качестве, не забывать о людях
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
...Не проходит и дня, чтобы в «Дняпровец» не поступил звонок читателя районки с вопросом о новшествах в связи с любительским семеноводством. К сожалению, ответ, чтобы по-настоящему внятный, не находится. И принятый недавно закон № 102-3 «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» (вступил в силу в конце минувшего года) вызвал немало нареканий. А так оно всегда, если благое дело продумано не до конца, без учета мнения всех заинтересованных сторон. Поэтому и получилось: вопросы потоком хлынули не только в Министерство сельского хозяйства и продовольствия, но и в редакции газет.

Вот и «Дняпроўцу» доводится разводить руками, выискивая хоть что-то в республиканской «Сельской газете» (основное аграрно-политическое издание), касающееся оговоренной темы. Правда, в номере за 29 января появилось-таки мнение эксперта Минсельхозпрода Олега Белановского. Он, начальник отдела семеноводства главного управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия, сделал пояснения, которые, надо сказать прямо, вопросы не сняли, а только обозначили.
Понятно: принятие закона «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» (уже третья редакция) преследует стремление обезопасить покупателя от некачественных семян и посадочного материала. Ибо, как уверен Олег Белановский, очень часто под видом одной культуры продают другую. Правильно? Вне всякого сомнения. Поделюсь собственным.
Осенью 2020-го на речицкой ярмарке приобрел два саженца боярышника. За один, более рослый, уплатил 15 рублей, за махонький – сущие копейки. Продавец «заморыша» – Сергей Захарович Зыков, бывший агроном-семеновод КСУП «Агрокомбинат «Холмеч». В итоге...
Саженец дорогой оказался Бог весть чем, но только не боярышником. Что до приобретения у Захаровича, то оно быстро и безболезненно пошло в рост. Так что Сергею Захаровичу спасибо искреннее!
А теперь этакое. Что сделал бы я, появись возможность посмотреть в глаза продавцу-лгуну? Да ничего. Понимая: рынок есть рынок. И если туда идешь, так надеяться на стопроцентную гарантию не приходится. Это, во-первых. Во-вторых: глупо браться за серьезное, если ты профан. Будь на моем месте человек мало-мальски знающий, никак не заплатил бы за неизвестный саженец, принимая его за боярышник.
Честно говоря, излишни разъяснения высокопоставленного чиновника Минсельхозпрода в отношении того, что разумеется под термином «семеноводство» и понятием «семена».
Хочется конкретики без долгих отклонений. И, наконец-то, она проясняется. Вроде бы проясняется. Благодаря строкам «...не надо путать рассаду, предназначенную для выращивания продукции (например, томатов или цветов), и ту, что для сбора семян из этих же культур. Плоды, клубни, рассада овощных и цветочных растений, не предназначенные для последующего размножения (воспроизводства), под действие закона не подпадают. Следовательно, их реализация физлицами, в том числе гражданами Беларуси, ведущими личное подсобное хозяйство, не запрещается».
Понятно? Вроде бы да. Но вот фраза следующая (наступает на пятки предыдущей) имеющуюся проблему вновь поворачивает на 180 градусов. То есть, ноги оказываются на месте головы, а голова, где только что скрипели башмаки: не запрещается реализация в том случае, если у частника «имеется свидетельство на семена сельскохозяйственных растений, подтверждающее их качество, а также выращенной из них рассады».
Где речичанин способен получить желаемое свидетельство? Сколько оговоренные потуги будут стоить?
Вопросов несть числа. Без гарантии внятного ответа.
В родной Речице такого свидетельства мне и вам не заиметь. В областном Гомеле? Тогда блажен тот, кто верует.
Допустим, свидетельство в кармане. Что помешает обладателю бумаги, за которую вбухано ой как много, в процессе реализации семян всучить мне или всем остальным покупателям отнюдь не гарантированное свидетельством? Да ничто. К щепотке семян высококачественных можно смело добавить пуда два посевного сора.
Через сколько времени вскроется обман?
Любителям овощеводства и особенно садоводства хорошо известно, что фальсификат средств защиты растений можно приобрести повсеместно. Как на рынке, так и в любом магазине. Даже специализированном. В Российской Федерации об этом говорится открыто. Это не скрывает и само Министерство сельского хозяйства России.
Олег Белановский соглашается с тем, что нелегкие времена ожидают виноградарей. У некоторых из них коллекции посадочного материала составляют по 150–200 сортов.
Каким образом виноградарю осчастливиться документом на право реализации своей посадочной продукции? Если сортов 200, то и бумаг должно быть, соответственно, столько же.
Пояснение? Вот и оно: «Для культур, отнесенных к сельскохозяйственным, 0,4 базовой величины придется уплатить за проведение одной апробации и выдачу акта...»
А коль апробаций две сотни? Следовательно, 0,4 базовой величины умножаем на 200. В итоге 80 базовых величин. Но и здесь-таки, утерев слезу, выбитую суммой в 80 базовых, продавец виноградных черенков не застрахован от очередного подвоха: 0,4 базовой величины предусмотрено в том случае, если ваша посадочная плантация составляет до 0,1 га. Будь она от 0,1 до 50 га, то «выплывают» 0,7 базовой величины. Свыше 50 гектаров – уже 0,9 той же базовой. За один-единственный актик.
Давайте не обманывать самих себя. В каких палестинах Речицкого района любитель семеноводства разворачивается на гектарах или же их десятках? Обычное частное семеноводство – удел считанных квадратных метров. Возможно, что сотки, ну уж никак не га...
Полное уныние частника и после этакого пояснения эксперта Минсельхозпрода: «0,6 базовой величины необходимо заплатить за проведение апробации и выдачу акта на не более чем 100 штук одного сорта».
Пытаешься переосмысливать названные суммы без использования калькулятора и чувствуешь: заклинивает не голова, а здравый смысл.
Прошлой весной автор данного материала, покупая на рынке рассаду капусты, отдавал за десяток менее рубля. Сегодня тот же продавец за 10 штук реализованных мне сеянцев должен оплатить какой-то мифической лаборатории почти два рубля. Сколько же теперь он, продавец, намерен получить от меня за десяток рассады, дабы не оказаться в хозяйственных дураках?
Предположим: частник все же да решится реализовать свой десяток капустной рассады без свидетельства. Кара грозит под самый дых: дело вплоть до суда. «...На первый раз, скорее всего, обойдется предупреждением, – успокаивает высокоэрудированный эксперт. – При повторном выявлении случаев реализации семян сельхозрастений лицами, не являющимися ИП, будет составлен протокол. Предусматривается штраф до 30 базовых величин (сейчас – 960 рублей)».
Спасибо, Олег Михайлович Белановский, за исчерпывающие объяснения. Жаль только, что успокоить сельчанина-частника или горожанина, пытающегося нечто заработать на своем аграрном опыте, они не могут. Тем более что Минсельхозпрод, намереваясь ударить по рукам частника, обеспечить меня качественной рассадой или хотя бы семенами просто не в состоянии. Как не в состоянии поставить хотя бы малейшую «рогатку» перед фальсификатом средств защиты растений. Пока?