Культура

2902

В Речице почтили память легендарного земляка – художника Эдуарда Агуновича

 +

В субботу, 18 декабря, в Речице прошли мероприятия, приуроченные ко дню рождения известного белорусского графика и художника-оформителя, заслуженного работника культуры Беларуси, члена Белорусского союза художников Эдуарда Агуновича.

 

На Старорусском кладбище, с участием его близких и друзей, а также представителей власти и общественности, был открыт памятник мастеру.

Старший научный сотрудник Речицкого краеведческого музея Наталья Сернова озвучила информацию о том, что 16 декабря исполнилось бы 83 года со дня рождения талантливого художника, много сделавшего для белорусской культуры и искусства.

– Эдуард Константинович с семьей проживал в Минске, но сердце и душа его всегда были с любимой Речицей. Поэтому именно в Речице, рядом с матерью, он и хотел быть похоронен. Здесь же установлен памятник в его честь, – слова Натальи Александровны.

Затем в краеведческом музее была представлена экспозиция, собранная из работ Эдуарда Агуновича. Большая часть художественного и графического наследия поступила в фонды музея благодаря супруге художника – Светлане Николаевне – и его дочерям – Марии Эдуардовне и Екатерине Эдуардовне.

Первый заместитель главы района Александр Горбач лично поблагодарил дочерей художника – они обе присутствовали на открытии выставки – и вручил им Благодарность от Речицкого районного исполнительного комитета за переданные материалы и работы, и, соответственно, вклад в сохранение белорусской истории, культуры и духовно-культурное наследие Речицы и района.

– Я был знаком с Эдуардом Константиновичем, мы неоднократно встречались, обсуждали разные моменты. О нем можно говорить бесконечно, но сейчас я бы просто хотел озвучить фразу, которая врезалась мне в память. Ее он сказал на прощание, когда жал руку перед отъездом в Минск: «За сяброў, за зуброў, за любоў». Умные люди говорят, что человек жив, пока о нем помнят, и каждый хочется оставить свой след в истории. У Эдуарда Константиновича это точно получилось. Наша задача сохранить его наследие и передать потомкам, чтобы они понимали, что Речица – это не только город нефтяников и промышленности, но и родина настоящих творцов и людей с большой буквы, – поделился своими мыслями и воспоминаниями Александр Анатольевич.  

Также слово было предоставлено Николаю Зарезако – председателю горисполкома с 1990 по 2002 год. Николай Николаевич отметил, что именно благодаря Агуновичу в Речице – первой во всей стране – появились каплица, посвященная преподобной Евфросинии Полоцкой и памятник Митрофану Викторовичу Довнар-Запольскому – основоположнику белорусской национальной историографии.

Председатель районной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Сергей Атрощенко также взявший слово, обратил внимание на небанальный, основанный на знаниях белорусского фольклора, подход Агуновича к разработке памятника воинам-интернационалистам, который был открыт в 2003 году. Как известно, основу его композиции составляют семь падающих вниз журавлей.

– Обычно при создании подобных проектов используются образы суровых солдат, оружия. В нашем же случае в основу легла легенда о журавлях, которые не оставляют ни своих птенцов, ни раненых товарищей. Более того, они могут защищать их от хищников, бросаясь на более сильного соперника. Мы очень гордимся, что такой оригинальный и единственный в Беларуси памятник находится именно в Речице, – рассказал Сергей Атрощенко.

Директор музея Наталья Заева озвучила, как готовилась экспозиция и родилось её название:

– Мы назвали выставку «Глубокая плынь» – по одноименной книге Ивана Шамякина, иллюстрации для которой создавал художник. И это такой, как говорится, осязаемый, физический момент. Но есть в названии и философская составляющая: нашему коллективу показалось, что «Глубокая плынь» в полной мере отражает суть Эдуарда Константиновича как творца. Подчеркивает глубину его мыслей, глубину чувств по отношении к родине, глубину исторических познаний и множество других его глубин и таинств.

Наталья Вячеславовна также поблагодарила Екатерину Эдуардовну и Марию Эдуардовну за переданные материалы и предоставленную сотрудникам музея возможность полноценно изучить этапы творчества автора, всю его разножанровость и разноплановость.

В завершение вернисажа, Мария Эдуардовна сказала несколько слов о выставке и своем отце, хранившем любовь к Речице:

– Мы увидели экспозицию еще утром. И когда зашли в тихий зал, возникло стойкое ощущение, что картины нашли свой дом. Отец был требовательным человеком и к себе, и к другим. И, учитывая, что он занимался оформлением выставок, мы шли сюда с трепетом и мыслями о том, понравилось ли бы ему увиденное. Но то, как музейные сотрудники почувствовали энергию его работ, как бережно отнеслись, создало такой антураж, что полотна, кажется, светятся. И каждый компонент экспозиции несет свою смысловую нагрузку. А еще хочу сказать: он жил Речицей – я разбирала его детские записи, и даже там он описывает берег Днепра, родные места. Он тщательно изучал историю города, искал корни названия, новые факты. Отец пронес любовь к своей малой родине через всю жизнь.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity