От балета и классики до акробатики: на открытом уроке хореографии в Речицком ГДК
Источник: Dneprovec.by Фото: автора
Мир детских увлечений довольно разнообразен, и среди музыки, спорта, чтения есть еще и хореография. Недавно мне посчастливилось побывать во Дворце культуры на открытом уроке классического танца, вращений и акробатики, который проводила балетмейстер Мария Хвостова. Среди юных танцоров были дети в возрасте от шести до девяти лет.

Еще за полчаса до начала открытого урока я вошла в танцевальный зал. Родители, занявшие зрительские места, с интересом наблюдали за своими детьми, которые весело играли в догонялки и общались, порой зависая верх ногами на станке. Встречая меня с улыбкой, Мария уточнила мой размер ноги и сразу же вручила балетки, объяснив, что в зале необходимо ходить только в специальной обуви. Помещение для танцев казалось довольно просторным и светлым, с большим количеством зеркал и станков для упражнений.
За несколько минут до начала урока Мария собрала группу в круг, обняла и дала несколько советов. Ребята за считаные минуты преобразились: если еще недавно они прыгали и бегали, то теперь выглядели сосредоточенными и собранными. Началась разминка. Под счет и четкие команды педагога дети выполняли упражнения для разогрева мышц. Гибко наклонялись, грациозно делали махи руками и отводили их в стороны.


На протяжении всего урока для различных комбинаций движений Мария использовала французскую терминологию, погружая своих учеников в мир классического танца. На каждое произнесённое ею слово ребята мгновенно реагировали, при этом корректировали позиции ног и рук, а также направление движения. Также в процессе занятия хореограф использовала забавные фразы на русском языке, такие как «хвостики втянули», «проверили орешек» и «подсобрали передний холодец», что добавляло юмора и непринуждённости в обучение. Во время открытого урока педагог также общалась с родителями учеников. Объясняла, для чего дети выполняют те или иные упражнения, рассказывала, какие мышцы укрепляются, акцентировала, на что нужно обращать внимание.
Дети выполняли упражнения классического экзерсиса у станка, состоящие из комбинации различных поз, наклонов, поворотов, вращений и других движений в спокойном темпе. При этом делали элементы с ровной осанкой и подтянутым корпусом, балансировали на полупальцах во время пируэтов и вращений. Со стороны мне было видно, как они сосредоточены и стараются контролировать всё тело.

Во время выступления было слышно, как родители обсуждали между собой достижения своих детей. Ребята тем временем вынесли мат и перешли к акробатическим упражнениям. В них входили удержание тела на руках, колесо и мостик. У кого не получалось с первого раза, могли повторить, ну а тех, кто нуждался в поддержке, Мария страховала. На протяжении всего открытого урока было видно, как дети с интересом наблюдают друг за другом, общаются, стараются показать родителям, чему научились, а в конце урока хореограф вынесла баночку с медом и предложила ребятам выполнить упражнение «березка» с усложнением. Необходимо было удержать закрытую полную баночку с медом на ногах, при этом сохраняя ровную спинку и ножки. Задание вызвало восторг у детей, каждый попробовал выполнить элемент.
С большим удовольствием я пообщалась с юными танцорами, принимавшими участие в открытом уроке.
Артём:

– Я уже год занимаюсь танцами. На первое занятие идти мне было не страшно, скорее испытывал легкое волнение, потому что не хотелось быть одному мальчику среди девочек. Но, когда пришел на занятия и увидел в классе ребят, сразу успокоился. Первое время мне было тяжело и непривычно, так как многие названия движений были на французском языке, а в школе я учу английский. Несмотря на это, мне понравилось, и я планирую продолжить заниматься танцами.
Даник:

– Танцами занимаюсь с шести лет, уже три года. На занятия меня привела мама. Она меня очень поддерживает. Когда я пришел на танцы первый раз, очень переживал о том, удастся ли мне найти общий язык с группой и есть ли там мальчики. Оказалось, их много. Среди множества упражнений у меня есть любимое, это стойка на руках. А вот шпагат мне пока сложно выполнить. Кажется, после того как пошёл на танцы, я стал более выносливым, меньше стал стесняться. Могу разговаривать на разные темы с ребятами, и в школе всё отлично.
Ангелина:

– Занимаюсь почти три года, с шести лет. Я с детства очень люблю танцевать. На занятиях мне нравится делать шпагат и колесо, переворот назад и мостик.
У меня тут появились друзья. Мама, папа и бабушка меня очень поддерживают.
Соня:

– Мне девять лет, занимаюсь танцами три года. Вспоминаю, как мне было страшно, когда я пришла на первое занятие, потому что было много детей, но я очень быстро со всеми познакомились. Мне нравятся акробатические упражнения, могу сделать переворот назад с мостика, переворот вперед, кувырок, шпагат и колесо, а вот удерживать прямую ногу у станка в течение 10 секунд мне сложно.
После окончания урока у меня, естественно, появилось несколько вопросов к педагогу. И мы побеседовали с Марией Хвостовой.
– Мария, почему детям полезно заниматься классическими танцами?
– Классический танец – это основа всей хореографии. Он формирует правильную осанку ребенка, учит контролировать тело и развивает гибкость. По моему мнению, ничто не поставит корпус лучше, чем классический танец. На занятиях большой упор делается на технику: правильную постановку рук, ног, наклон, а также владение телом. Это необходимо для того, чтобы во время выступления танцор одновременно держал подтянутым корпус, выполнял упражнения синхронно с группой, думал о выражении лица, улыбке, взгляде на зрителя, повороте головы, помнил, что на него тоже смотрят, слышал музыку, чувствовал ритм и, наконец, совпал с окончанием танца. Полный самоконтроль. Есть негласный закон танцора, который работает только (!) во время выступления: если один сделал правильно, то он сделал неправильно. Объясню: если ребенок сделал правильно, а все ошиблись, то он должен был пойти со всеми и ошибиться, чтобы танец выглядел красиво. Особенно хвалю учеников, если в случае заминки они смогли её обыграть.



– Расскажите, как начинаете работу с новенькими учениками, на что обращаете внимание?
– Все дети абсолютно разные. Работая с новенькими, я стараюсь не давить на них вначале. Наблюдаю через зеркало, анализирую, насколько они готовы к нагрузкам и их физическую подготовку. Знакомлю ребят, чтобы у них появились общие интересы, стараюсь создать дружескую атмосферу.
– А как себя ведут мальчики, когда приходят на занятия?
– Так получилось, что танцы попали в число увлечений, которые, по мнению большинства мужчин, недостойны представителя сильного пола. Но со временем этот стереотип меняется. Я заметила, что многие ребята переживают и уточняют, есть ли в группе другие мальчики. Считаю, что они скорее пойдут не туда, где творчество, а где всё же есть вызов. Во время интенсивных тренировок они могут проверить свой характер и выносливость, посоперничать и подружиться с кем-то. Танец воспитывает мужские качества. Во время занятий они могут развить в себе уверенность, решительность, выдержку, спокойствие, ответственность за своего партнера.


– Приходят ли к вам на занятия ребята, не имеющие чувства ритма и слуха?
– Да, конечно, приходят. Всегда привожу в пример слова своего педагога по хору из университета. Она говорила: «Ко мне часто приходят и говорят: «Ой, у меня нет слуха». И затем спрашивала: «А как ты меня тогда слышишь?». Я же очень не люблю раннее разделение детей на таланты. К примеру, когда на приёмных экзаменах комиссия категорично определяет, что именно этот ребенок танцевать не будет. Считаю, что музыкальный слух можно развить, а чувством ритма обладает каждый ребенок. Просто детям нужно помочь его уловить.
– Мария, пускаете ли вы родителей в зал посмотреть, как занимаются их дети?
– Во время занятий дверь в танцевальный зал закрывается. Потому что ребёнок делает акцент не на работу с педагогом, а на кривляние перед родителями, или родители начинают помогать педагогу проводить тренировку. Такие фразы, как «слушай учителя», «чего ты крутишься?», «не грызи ногти», поверьте, мешают. Я в порядке исключения иногда всё же разрешаю посмотреть, но это бывают крайне редко.
– Мария, используется ли вы учебную литературу в обучении?
– Да. Я объясняю детям названия мышц, показываю их в книгах. Рассказываю, как работают связки и для чего мы делаем растяжку.
– Для чего нужна акробатика?
– Акробатика важна для развития силы, гибкости и координации. На занятиях дети учатся различным переворотам, колесу, мостику, опираться на ручки, держать тело вертикально, а затем вернуться в исходное положение, комбинировать трюки и многому другому.




– Мария, есть ли требования к форме для занятий классическим танцем?
– Танцевальная форма должна облегать фигуру и быть точно по размеру. Она необходима для того, чтобы педагог видел работающую группу мышц и не перекошен ли у ребенка позвоночник. И при необходимости вовремя смог исправить моменты неправильной постановки тела, а также увидеть природные данные ребенка. Юбочки у танцоров не просто так прозрачные. Купальник должен быть без рюшей, колготки не в единорогах, а однотонные. Мальчики ходят в футболках, шортах или брюках. Дети танцуют строго в танцевальной обуви – балетках или чешках. В носочках танцевать нельзя, можно словить занозу.

– Важен ли уровень подготовки ребёнка для перехода в другую танцевальную возрастную группу?
– Здесь важна физическая подготовка ребенка и его умение выполнять базовые движения. Во время занятий хореограф наблюдает за каждым учеником. Педагогу важно разделить детей по росту и уровню. Например, чтобы десятилетний ребенок не занимался с пятилетним, потому что на разных этапах развития детей необходима совершенно разная методика занятий. Десятилетнему, который уже занимается какое-то время в группе, будет скучно делать медленные плие у станка, так как его укрепленный корпус уже готов к динамике. А вот если пятилетнему дать динамику, то нагрузка пойдет на его неподготовленный корпус. В итоге получим кривую спину. Очень важно не утрировать развитие детей. Если тело и мозг ребенка реально готовы, я предложу перейти в группу постарше. Как говорится, каждому фрукту свое время созревания. Если поторопиться, то будет обратный эффект, вместо постановки корпуса получим расхлябанность. Для того чтобы выполнить какое-то упражнение, ребенку важно научится, как бы смешно это ни звучало, правильно стоять и сидеть. Неустанно повторяю, станок – это обязательная часть, хоть она и считается самой скучной в классическом танце, так как работа идет на статическое напряжение, которое укрепляет мышцы.