Речица православная. Таинство Соборования
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
Среди многих хранимых Церковью средств Божественной помощи человеку особо выделяется Таинство Елеосвящения, называемое также Соборованием, которое Господь подает недужным и страждущим во исцеление.

Таинство Елеосвящения известно с апостольских времен. Господь Иисус Христос, посылая своих учеников проповедовать покаяние, дал им власть исцелять болезни: «многих больных мазали маслом и исцеляли».
Таинство исцеления души и тела – такими словами можно передать суть этого таинства. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками – «собором». Но в исключительных случаях его может совершить и один священник.
Назначение таинства Соборования – всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зави-симость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.
Для совершения таинства используется елей (растительное масло). Елей – один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Им натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.
Таинство Елеосвящения требует от человека веры и покаяния. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет мгновенное физическое исцеление. Если человек не имеет веры, если во время Соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, а не через свое сердце, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. К Елеосвящению следует приступать со страхом Божиим и верой, и уже по вере таинственным образом через человека проходит Божия благодать, кто-то получает и быстрое исцеление, а кто-то толчок к началу исцеления после долгих топтаний на месте при лечении.
Собороваться необходимо не только болящим. По существующей в Православной Церкви благочестивой традиции здоровые прихожане один раз в год, обычно во время Великого поста, также приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения, чтобы получить исцеление от душевных и духовных недугов и страданий, так как они, по христианскому мировоззрению, – тоже болезнь.
Кроме исцеления от болезней в Таинстве Елеосвящения нам даруется прощение забытых по нашей немощи грехов, но не сознательно сокрытых на исповеди. Это благодатное обстоятельство делает Таинство Елеосвящения еще более необходимым для нашего спасения.
Господь стремится спасти и исцелить надломленные болезнью душу и тело, для чего и даровал Церкви Таинство Елеосвящения.
После каждого евангельского чтения священники помазывают участвующим в Таинстве освященным елеем лоб, нос с обеих сторон, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших – всего того, чем мы могли согрешить. После окончания последнего чтения Священного Писания священник возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.
После или перед Таинством Соборования необходимо исповедоваться, чтобы перед Господом не осталось нами намеренно скрытых грехов, и причаститься.
Соборование в Свято-Успенском соборе будет совершаться в следующие дни: 15 марта – 8.30, 23 марта – 8.30, 28 марта – 17.30, 5 апреля – 8.30, 11 апреля – 17.30.