Речичанка Анжелика Бондаренко, водитель с 30-летним стажем: «Мечтаю поработать на фуре»
Источник: Dneprovec.by Фото: Ники КОТЛЯР
Тёмным зимним вечером, зайдя в маршрутку, я протянула деньги водителю, практически не поднимая глаз – оглядывалась по сторонам, где бы присесть. «Возьмите билет и сдачу», – услышала в ответ и, честно говоря, поначалу немного опешила. Голос оказался женским. За рулем микроавтобуса сидела симпатичная барышня. Видя моё удивление, она понимающе улыбнулась. «Эко вас угораздило», – возможно, не совсем корректно отреагировала я. Собственно, так и появилась идея встретиться и поговорить подробнее о том, как женщины становятся водителями автобусов. Даже по нынешним временам – это большая редкость. Знакомьтесь – Анжелика Бондаренко, водитель с тридцатилетним стажем, в последние три года – маршрутного такси, обслуживающего Речицу и Озерщину. А ещё позитивный, смелый, творческий и любящий человек.

– Когда вас видят за рулем, обычно как реагируют? Удивляются? Я не одинока в своей реакции?
– Женщины обычно поддерживают. А вот мужчины очень ревностно относятся. Феминисткой меня поначалу называли, коллеги где-то полгода вообще не принимали, всякое было. Сейчас за руку здороваются, говорят: «Анжелика, может, выходной дашь?».
– Так как же вас угораздило?
– Честно говоря, по жизни много чем заниматься приходилось. Семья, три дочери, свой дом строили в Левашах – я родом оттуда. Надо было трудиться. Работала художественным руководителем в нашем Левашовском сельском доме культуры – люблю на сцене выступать, петь, у меня неплохо получается. Потом ездила в Москву, выполняла отделочные работы.
Как-то мне средняя дочка говорит: «Мама, ты всю жизнь за рулём – почти тридцать лет, попробуй поработать на маршрутке». И я рискнула. Получила в Гомеле права соответствующей категории. Меня постажировали, и на следующий день я уже выехала на работу.
Было очень страшно, волновалась. И за дорогой нужно следить, и людей рассчитывать, и к бордюрам четко подъезжать – бесконечная суматоха, одним словом. На нервах за первые две недели похудела на десять килограммов. Благо, маршрут лёгкий – «Вокзал – Озерщина», 16-й. На нём всех стажируют. Постепенно освоилась – ко всему привыкаешь, стала просто спокойно работать. Вот уже три года за рулём маршрутки, и работа мне очень нравится.
– Опишите свой обычный день за рулём.
– Работаю с двенадцати часов дня до двенадцати ночи. Встаю около девяти утра. Собираюсь, мою и заправляю машину. Иногда это делаю ночью, чтобы с утра дольше поспать – работаем ведь допоздна. Если какие-то неполадки, оставляю машину механикам. В 18.15 у меня получасовой обед. Есть в течение дня небольшие перерывы – на вокзале стою 8-9 минут – это до 18 часов. А уже затем езжу без минуты простоя: развернулся и покатил дальше.
Честно скажу, что работа не из лёгких. Я теперь хорошо понимаю мужчин, как они устают. Некоторые говорят, мол, что тут такого – сел в машину, покатался и пошёл. Не так-то всё просто. Самое сложное – не пассажиры, не то, что ты их обилечиваешь, а дорога. Другие водители могут подрезать, не уступить, ребёнок, велосипедист, пешеход на дорогу выскочить. Надо быть предельно внимательным. Например, многие не понимают, когда полный автобус людей, ты тормозишь, а остановки не происходит. Машина с «подвесом» – пассажирами – катится по инерции. Поэтому стараемся работать, чтобы не уставать, соблюдать баланс труда и отдыха: два через два дня, три через три.
Я сама уже человек десять мужчин стажировала. Скажу, что не каждый сможет вообще на городских маршрутах работать. Кому-то больше нравятся междугородние – можно ехать более-менее спокойно. Мне же скучно, нужно постоянное движение, пассажиры, иначе, образно говоря, засыпаю.
– В целом, расскажите, как устроена кухня частных перевозчиков? Это одно предприятие или их несколько, кому принадлежат автомобили, кто занимается их обслуживанием?
– Работает несколько предприятий, у всех разное количество автобусов, грузовых машин, они же занимаются их обслуживанием. Маршруты курирует Гомель. У нас, водителей, есть отпуска, больничные – всё как положено.
Существуют и строгие правила. В их числе то, что автобус снаружи и внутри должен быть чистым. Летом достаточно подмести в салоне, протереть пыль. А вот зимой, конечно, снег, песок, грязь – это проблема.
– Водители маршруток конкурируют за пассажиров?
– Каждый хочет заработать. Больше пассажиров – выше зарплата. Стараемся следовать точно по времени, не задерживаться на остановках – маршруток много. Задержался, значит, затянул время, забрал «чужих» пассажиров. Это, мягко говоря, в нашей среде не приветствуется.
– Кто вам делает выручку? Пенсионеры, студенты, школьники, рядовые граждане?
– В начале рабочего дня – поезд, то есть пассажиры. А так – учащиеся колледжа из Озерщины. Иной раз они выйдут гурьбой в город ехать, думаешь: «Как повезло». Вечером – это работники предприятий.
– Часто ли встречаются неадекватные пассажиры, хамоватые?
– Бывают. В этом плане мне сложнее – я женщина. Стараюсь сглаживать конфликтные ситуации. Был случай, когда пришлось высаживать человека в неадекватном состоянии. Он ходил по салону, падал на пассажиров, кричал. Я просто открыла на остановке двери и, скажем так, помогла ему выйти.
– А если оказалось, что у пассажира по каким-то причинам нет денег?
– Есть люди, порядочность которых просто восторгает. Как-то подвезла женщину. Прошёл месяц, я уже и забыла про неё. А она нашла меня и отдала деньги за проезд.
– Что пассажиры забывают в салоне?
– Кошельки, телефоны, пакеты, зонты, очки – всё возвращаем. Главное, чтобы пассажиры порядочные были. Я сижу спиной к ним, что происходит в салоне – не вижу. Был случай, когда женщина забыла кошелёк, а там две зарплаты – её и мужа. Она дождалась пока я сделала круг и вернулась в Озерщину. Забирала кошелёк и чуть не плакала от благодарности. У нас есть группа водительская в Viber, где мы пишем о потеряшках.
– Частенько можно увидеть, как водители «залипают» в телефонах. Как вы
к этому относитесь?
– За это сейчас наказывают штрафами. Но у нас навигация в телефоне: мы видим, где и какие автобусы работают.
– Сложно ли стать водителем маршрутного такси?
– Если есть хороший водительский стаж, то в принципе несложно – было бы желание. Я, к примеру, мечтаю поработать на фуре. Большие автомобили – моя слабость.
– Есть ли у вас хобби?
– Рисовать люблю: пейзажи, лошадей. Дома разрисовала всю стену. Несколько лет назад принимала участие в гонках по джип-триалу среди неподготовленных машин. Наш экипаж приз зрительских симпатий занял, кстати. Правда, сейчас на это времени не хватает.

– Что самое любимое в работе?
– Люблю своих пассажиров. Вот недавно пришлось заняться здоровьем, какое-то время не работала. А потом вышла на маршрут – всё тот же, 16-й «Вокзал – Озерщина», а они мне: «Где вы были? Мы по вам соскучились». Возможно, как к людям относишься, так и они к тебе. Бывает, молодёжь едет и под гитару песни поёт, стихи читает. Словом, не соскучишься.
– Спасибо за беседу и пусть на вашем пути не будет препятствий.