Населенные пункты Речицкого района. Комсомольск: два века на пути к агрогородку
Источник: Dneprovec.by Фото: автора

Первое упоминание о Комсомольске датировано началом 19 века. До 1935 года этот населенный пункт носил название Дюрдев. Как предполагают местные жители, это фамилия одного из основателей деревни родом из российского Воронежа. В конце 19 века здесь действовали школа грамоты, хлебозапасный магазин, магазин, трактир. Первый колхоз, «Путь к коммунизму», появился в 1929 году, поначалу в нем числилось 12 местных жителей. В довоенный период активно функционировали кузница и шерсточесальня. В годы военного лихолетья деревня была сожжена, а 68 жителей Комсомольска не вернулись с полей войны. Сейчас в деревне располагаются контора хозяйства, лесничество, школа, Дом культуры и библиотека.

Первым, с кем довелось побеседовать во время поездки в Комсомольск, стал Василий Абибак. Родился он в Узноже. Родители его после окончания Речицкого зооветеринарного техникума проходили в данном населенном пункте отработку. Когда Василию Николаевичу было полтора года, семья переехала в Комсомольск. И вот уже больше 45 лет нынешний директор Комсомольской средней школы проживает именно здесь.
– В конце 70–80-х годах уже прошлого столетия в Комсомольске было очень много детей, – вспоминает Василий Абибак. – Мы жили на улице Вишневой (сейчас – Солнечная). Основной наш досуг проходил на спортивной площадке возле клуба, где старшие ребята играли в волейбол, а нам, младшим, было за счастье подносить им волейбольные мячи, когда те укатывались куда-то далеко. Главными нашими играми были «казаки-разбойники», «войнушка», «пекарь», прятки. Это летом. Зимой мы играли в хоккей. Машин было мало, всего лишь одна-две на деревню, поэтому играли прямо на дороге. Правила были следующие: клюшки только стандартные (так как самодельные легко ломали), шайба маленькая, выше колена не бросать – играли же без защитных средств, и было больновато. Весь день проводили на этой дороге. Когда темнело, на помощь приходили фонари. У нас были свои сформированные команды. Чаще всего «дюрдевские» играли против «белодомских» (тех, что проживали в белых домах хозяйства). Клюшки покупали в городе. Стоили они три рубля, можно было найти и за рубль двадцать, но такие быстро выходили из строя.

Если выпадало много снега, строили снежные крепости. Бывало, что снег доходил до верхнего уровня забора, тогда копали траншеи, делали блиндажи. В общем, большую часть времени проводили на улице. Интернета, к счастью, в то время не было. Если же по телевизору шел какой-то интересный фильм, то договаривались, что после его окончания сразу же собираемся в определенном месте. Детство у нас было замечательное.
В 1989 году, когда построили новую школу, к нам приехал из Минска учитель физкультуры Вадим Алексеевич Аксаментов. Его огромная заслуга в том, что мы очень сильно заинтересовались спортом. Сам он был футболистом и хоккеистом, тогда эти виды спорта профилировались в зависимости от сезона. Он также обучил нас волейболу и баскетболу. Мы помогали отстраивать спортивный зал, так как поначалу там был только каркас. Летом играли в футбол. Зимой уже на более высоком уровне – в хоккей. Вадим Алексеевич договорился, и нам из Минска при поддержке хозяйства привезли в школу 13 пар специализированных хоккейных коньков, настоящих. Учитель физкультуры шел на озеро, измерял толщину льда, мы приносили ворота, если нужно, расчищали место игры. И в выходные дни, и в будние после школы мы все время проводили там. А когда темнело, шли в спортзал.
Летом мы устраивались на работу в хозяйство, на зерноток. Старшие школьники могли даже трудиться помощниками комбайнера. А мы, когда были в младших классах, могли помочь на зернотоке, например, подмести. Нам выписывали справку, с которой мы шли в контору, где нам платили заработную плату. Мой первый заработок, как сейчас помню, равнялся 20 рублям.
И, конечно же, мы помогали по хозяйству родителям. В мои обязанности в осенне-зимний период входило следующее: дать корове сена, наносить воды, принести дрова, чтобы протопить дом. Когда стал старше, кормил кур и свиней, сам протапливал печь. Каждый из нас знал свои обязанности. И я старался сделать все вовремя, чтобы успеть еще к пяти часам в школу на спортивную секцию. Летом, чтобы получить сено для коровы, брали свёклу на прополку. Ходили помощниками пастуха на пастбища. В то время коров в деревне было очень много: два стада по 100–120 голов.
Когда стали старше, ходили в клуб на дискотеку. Клуб мог работать и до трех часов ночи. У нас был даже создан собственный ансамбль. Выступали в близлежащих деревнях. Сельсовет помог нам с пошивом красных рубашек для концертов. Я играл на бас-гитаре. Худрук – на клавишных, мой одноклассник пел и играл на гитаре. Был у нас свой ударник. Имелся и саксофон, но на нем никто не умел играть. Мне нравилось заниматься музыкой, но, когда стал вопрос выбора, я выбрал спорт. Тяга к нему была колоссальной, особенно привлекал баскетбол.
Когда-то в Комсомольске насчитывалось три магазина: продуктовый, промтоварный и даже книжный. Когда мне исполнилось десять лет, в промтоварный магазин привезли десять велосипедов «Школьников». Один из них был зеленого цвета, все остальные – голубого. Так как я попал в магазин первым, то велосипед зеленого цвета достался мне, а мои одногодки рассекали по нашим улицам уже на голубых.
Когда еще не уложили асфальт, а улицы были все песчаными, после дождя, надев резиновые сапоги, мы шли измерять лужи. Могли споткнуться, упасть, искупаться в этой луже (за что, конечно, получали от родителей), но количество полученной радости от этого не уменьшалось.
У нас рядом лес, поэтому часто ездили с отцом за грибами. Он учил меня отличать съедобные от несъедобных. Так как мой отец, Николай Иванович, работал председателем сельсовета, ему, видимо, в обязанности вменялось контролировать ход посевной и уборочной кампаний, заготовку сенажа. Я часто выезжал с ним в поле и пробовал еду механизаторов. Это тоже незабываемые воспоминания. К слову, отец возглавлял сельсовет 22 года. Мать работала зоотехником, ветврачом, затем была заведующей КБО, санитаркой на ФАПе.
– Никогда не было желания сменить сельскую жизнь на городскую?
– После учебы в педагогическом колледже я проходил службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь. После чего была возможность устроиться в милицию. Дважды приезжал в отделение милиции в Заречье, но не заставал начальника. Решил временно устроиться в школу. И так получилось, что пришел на время, а остался навсегда. Начинал в Сведской базовой школе. Спустя какое-то время приступил к работе еще и в Узножской средней школе. Летом меня встретил директор Комсомольской школы Владимир Дмитриевич Коцур и предложил перейти в родную школу учителем физкультуры. Это приглашение стало заманчивым и определяющим в моем решении остаться в Комсомольске навсегда. В 2022 году я стал заместителем директора по воспитательной работе, а впоследствии и директором школы.
Как и раньше, сейчас основным местом для развития и досуга детей остается школа. Проводим внеклассные мероприятия, спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Приучаем детей к труду: у нас есть свой школьный участок, который помогает по максимуму обеспечить основными овощами наших учащихся. Пока живет школа – живет деревня.
Владимир Мальков, следующий собеседник, много лет отработал в хозяйстве главным агрономом. Родился он в Заходах, среднее образование получил в Речицкой школе-интернате. Затем окончил Горецкую академию, после чего целенаправленно приехал в Комсомольск, чтобы иметь возможность помочь матери, оставшейся одной после смерти отца.

– Меня поставили работать главным агрономом, хотя я сомневался, смогу ли сразу после вуза, хотел вначале попробовать себя в качестве бригадира, – улыбается Владимир Кириллович. – Но мне сказали идти и работать. Какое-то время еще трудился агрономом-семеноводом, специалистом по личным подсобным хозяйством.
В то время людей, конечно, и в самой деревне, и в сельсовете было больше. Правда, и инфраструктура находилась не в столь развитом состоянии. Везде были проселочные дороги.
Рабочий день у меня начинался в пять утра. Не имели в хозяйстве агронома по мелиорации, по защите растений, поэтому все направления вел я сам. Работали практически без выходных. За все время только дважды ездил в зимнее время в санаторий.
Свободного времени практически не было. Изредка могли сходить в клуб, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм. К нам часто приезжали самодеятельные коллективы из Речицы, даже вокально-инструментальные ансамбли иногда наведывались. На речку, если не изменяет память, ни разу так и не выбрался. Во время рабочей поездки мог зайти на минут пять в лес собрать грибы.
Здесь, в Комсомольске, я познакомился с девушкой из Первомайска. Она работала в хозяйстве на складе минеральных удобрений и ядохимикатов. Поженились и дали жизнь двум дочерям. Держали хозяйство: корову, теленка.
Часто жена с детьми ходила в лес за черникой, которой богаты эти места. А так дети много времени, пока солнце не сядет, проводили на улице. Старшая дочь Татьяна отучилась на филологическом факультете Гомельского университета, сейчас работает психологом в Речицкой средней школе № 2. Младшая Марина – риэлтер в Минске.
Двенадцать лет назад я вышел на пенсию. Периодически наведываюсь в магазин, а вот в библиотеку хожу часто. Книги люблю разных жанров, начиная от исторических романов и до фантастики. Последняя из прочитанных – детектив Ксении Бахаревой «Хмельной транзит». Интересная книга, где затрагивается и историческая часть, и семейные отношения показаны.
Далеко никуда не выхожу, но, если встречаю кого-то из знакомых, общаемся, вспоминаем прошлое. Вообще считаю, что Комсомольск – достойное место для жизни, для пенсионеров, в частности. Магазин есть, автолавка на неделе три-четыре раза приезжает. Если есть машина, можно выбраться на речку. Любимое место отдыха у односельчан – на Березине в Гагалях. Есть у нас так называемый солдатский пляж с чистым песочком. Там можно, как на море, практически до середины реки дойти: воды по колено. Есть все возможности для рыбалки, отдыха на природе. Молодежь, знаю, выбирается на дискотеки в Речицу и Светлогорск.
Приятно было зайти в следующее домовладение. Татьяна Косачёва, которая живет на улице Мира, родилась в Будке-Шибенке. Высшее образование получила в Костромском сельскохозяйственном институте. В середине 70-х прошлого века приехала в Комсомольск, начала работать экономистом, позже – бухгалтером. В хозяйстве дали жилье. Спустя какое-то время сумела построить свое.

– Мне довелось работать бок о бок с хорошими и душевными людьми, – отмечает Татьяна Ивановна. – Приятные воспоминания остались о работе с трактористом Владимиром Литвиненко, нашим ветераном Антоном Карако, бригадиром Даниилом Томко, экономистом Людмилой Ярец, директорами Алексеем Федоровичем Близнецом, Иваном Семеновичем Кресло.
Вспоминается о работе и жизни многое. Особенности нашей памяти таковы, что в подсознании остаётся только хорошее, а какой-то негатив с годами растворяется. Наиболее непростым периодом были 90-е годы прошлого века. Но в пору молодости все проблемы и трудности казались несущественными. Друг другу не завидовали. Чтобы было проще, держали свои огороды, придомовые хозяйства. Все находились в равных условиях, и все зависело только от того, насколько ты трудолюбив и ответственен.
Свободного времени было мало, но, если оно случалось, мы старались проводить его коллективно. Например, когда подходила к концу посевная, выезжали все вместе на речку, в Горваль на Березину.
Мне всегда везло с соседями. На прежнем месте жительства соседствовала с бывшим директором школы Владимиром Дмитриевичем Коцуром и его женой Ларисой Яковлевной, с работавшим ветврачом Сергеем Старушенко. Собирались вместе на праздники. Жили мы в двухэтажном доме в квартире, а рядом в сараях держали коров. У каждого имелись свои огороды. Повторюсь, время было непростое, приходилось порой в буквальном смысле выживать. Если ездили в Минск в командировку, привозили детям сырую колбасу и апельсины. Вот такие присутствовали в нашей жизни деликатесы. Сейчас жизнь намного лучше: живи, работай – и всё будет.
Сейчас, на пенсии, занимаюсь делами огородными, выращиваю цветы, по вайберу общаюсь с однокурсниками. Вижусь часто со своими бывшими коллегами и соседями: Татьяной Поклонской, Валентиной Яскович, Жанной Хмелёвой, Ниной Хмарун, Верой Воробей, Тамарой Апанасюк. Соседи – это же самые лучшие друзья. Радует, что и молодежь с детками на нашей улице есть. В частности, Юрий и Любовь Гриб.

Рада, что когда-то жизнь связала меня с этим населенным пунктом. Здесь, я считаю, прожила достойную жизнь: честно трудилась, хорошо относилась к людям. На пенсии в Комсомольске жить в особую радость: спокойно и размеренно.