Культура > Искусство

2095

Выставка Максима Пожарицкого в Речице. Уже скоро!

 +

Добрая весть для ценителей живописи нашего города и не только: 11 декабря в галерее им. Александра Исачёва состоится открытие персональной выставки Максима Пожарицкого, приуроченной к юбилею художника. В творческой среде Речицы он – фигура знаковая. Помогал в организации и был участником нашумевшей выставки Александра Исачёва в Речице в 1987 году, создавал кооператив художников «Пирамида», общественное объединение художников «Кола», салон «ДимМакс», организовывал акции «Мастацкая Слабада», «Возрождение», проводил многочисленные аукционы живописи «Татьяна». Всё это помню отлично, была тогда завсегдатаем аукционов и даже кое-что там приобретала. В 1990–2000 годах художественная жизнь города бурлила и была очень насыщенной во многом благодаря Максиму Леонидовичу. Это человек, в котором сочетаются глубокое творческое начало и талант организатора, что, согласитесь, для людей искусства редкость. Предыдущая выставка художника состоялась в Речице в 2014 году. И вот – долгожданное новое событие. В преддверии мы встретились и побеседовали с Максимом Пожарицким.

 

– Максим, как родилась идея проведения этой выставки?

– Честно признаюсь, поначалу я раздумывал о целесообразности её проведения. Дело в том, что у меня очень сильно изменилось отношение к выставочной деятельности как к таковой, потому что с годами стал доминировать аналитический подход к тому, что я делаю. Я не считаю себя активно действующим художником в Речице. Но склонило к ее проведению воспоминание о том, как прошла предыдущая. Помнится полный зал людей, которые знакомились с экспозицией и не спешили уходить. Было приятно видеть посетителей разных возрастов, начиная с учащихся художественной школы и заканчивая людьми старшего поколения. И все они находили для себя что-то интересное. Для этих людей, которым было бы приятно встретиться в такой компании снова, и есть смысл провести такое мероприятие.

– Если говорить о концепции выставки, какая она?

– Размышляя о концепции, вспоминаю спектакль Евгения Гришковца «Прощание с бумагой», где он говорит об уходящей эпохе, смене бумажных источников информации на цифровые носители и, соответственно, об изменении нашего образа жизни. Всё это навеяло определенные мысли. И, когда я начал готовиться к выставке, понял, что в экспозиции хочу рассказать именно о недолговечности бумаги. Я – художник, не работающий с такими вечными материалами, как гранит или бронза. Поэтому хочу максимально представить в экспозиции свои старые бумажные работы, графику, живопись, что была на бумаге, а также показать деревянные работы и все те, которые можно как-то ввести в концепцию бумаги.

Вторая центральная нить – конфликт между духовным и материальным, который присутствует в большинстве людей в той или иной мере. Нет человека, который не задавался бы вопросом, как внутри себя провести тонкую грань между духовным и материальным, особенно когда речь заходит о поступках. На уровне мысли или слова мы очень хорошо разглагольствуем, а когда речь заходит о физических действиях, то здесь уже очень сложно сделать выбор, особенно в сторону духовного. И возникает аналогия: мы ведем себя, как дети, которым легче разрушать, чем созидать. Часто после слова «дай» ребенок то, что ему дали, швыряет на пол и чувствует восторг, когда вещь разбилась вдребезги, а если этого не произошло, он слегка разочарован. А потом всю жизнь мы себя учим созидать.

Эти разговоры часто заводят людей в несколько пессимистическое настроение. Но я бы хотел, чтобы выставка несла в себе позитивный заряд, имела элементы юмора. Чтобы, даже поразмышляв о двойственности своих поступков, человек уходил с неё, заряженный положительной энергией.

– Сколько работ планируется представить на выставке?

– Думаю, где-то 50–60 работ. Обязательно будет скульптура. Я всегда говорю, что в скульптуре могу себя отнести к категории профессионалов, а в живописи я – любитель. Так что, как говорится, не судите меня строго (улыбается). Будут представлены старые работы и кое-что новое, выполненное в виде артобъектов.

– Можно ли ожидать на открытии некие сюрпризы?

– На открытии предыдущей выставки я подарил свою работу Госавтоинспекции, а также вручил Речицкому музею плакат с первой выставки Исачёва. Тогда я дарил его с условием, что музей сделает все возможное, чтобы галерея была названа именем Александра Исачёва. На сегодня это уже свершившийся факт. И у меня есть рояльчик в кустах в продолжение этой темы.

– Расскажи, пожалуйста, немного о своей нынешней деятельности.

– В настоящее время я являюсь совладельцем агроусадьбы «Дары Велеса», расположенной в Пуховичском районе. Занимаюсь там больше строительно-оформительскими работами. Недавно мы закончили большой банкетный зал, он уже работает. Основная концепция его оформления – четыре стихии. Идея полностью моя. Зал разбит на зоны, каждая из которых олицетворяет собой одну стихию: огонь, воду, землю и воздух. Это уже реализованный проект, и я бы назвал этот зал артобъектом, так как там все выполнено полностью, как я и задумывал. Там удалось проявить свои качества художника в 100-процентном выражении. И этот проект будет представлен видеопрезентацией или рядом фото на открытии выставки и, возможно, в её экспозиции. Есть в перспективе очередной проект, но он будет воплощаться через некий промежуток времени.

– Скучаешь по Речице?

– Безусловно. Я приезжаю сюда довольно хаотично и за дни, пока нахожусь здесь, успеваю только обойти друзей и решить какие-то необходимые хозяйственные вопросы. Тешу себя надеждой, что со временем смогу перераспределять часть своей работы в агроусадьбе, и появится больше возможностей приезжать в Речицу на длительные промежутки времени. Это будет некий такой возврат. Очень хотелось бы этого, потому что я считаю себя речичанином и мои мысли все равно связаны с этим городом, с этими людьми, рядом с которыми я прожил большую часть своей жизни и сейчас поддерживаю отношения.

– И твоя выставка уже хороший шаг в этом направлении. Кроме того, она реально обогатит культурную жизнь города.

– Каждый раз, когда заходит речь об искусстве Речицы, я стремлюсь обратить внимание людей на то, что в этом городе очень глубокая и достаточно правильная культурная традиция. И это прежде всего преемственность хороших педагогов. Тот факт, что Леонид Абрамович создал школу, я бы назвал реалистической живописи, и многие его ученики стали звездами в этой профессии – это очень положительный момент. Возможно, говорит мое предвзятое отношение, но я также считаю, что более чем Александр Исачёв для художественной жизни Речицы не сделал никто из художников, которые находятся в поле нашего восприятия. Безусловно, не было бы и меня как художника, если бы не было Александра Исачёва. И я всегда задаю вопрос людям всех уровней: достаточно ли мы сделали для того, чтобы увековечить память этого великого художника в нашем городе?

Я очень редко провожу свои персональные выставки, но это отчасти отголосок той активности, которая была в 1990-е–2000-е годы. Я – художник прошлого века (смеётся). Но считаю, что благодаря моему сыну Леониду сумел сделать работы, которые интересны и молодёжи.

Думаю, воспринимать художника нужно не по его былым заслугам, а по тому, какое впечатление вызывают у человека его картины сегодня.

– Спасибо за беседу, Максим. До встречи на выставке!

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

→ В Речице открылась выставка Максима Пожарицкого 

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity